В интервью с участниками последнего французского биеннале фотоискусства «Photoquai» Дарья на беглом английском представляет свой фотопроект «Иван и Луна», рассказывая о том, что стимулом начать съемки стал интерес к фольклористике, завязавшаяся дружба с жителями деревни и «магическая аура» самого места.
«Я начала фотографировать в поездках, которые были организованы кабинетом фольклора СПбГУ, где я училась на филологическом факультете, - вспоминает Дарья. - Каждое лето мы ездили в экспедиции, где исследовали фольклор того или иного района. В один прекрасный момент, по-моему это был 2008 год, мы попали в деревню в Архангельской области, где я и познакомилась, а впоследствии и подружилась, с двумя мальчиками – Иваном и Андреем – и их семьей». «Когда я впервые увидела Андрея на улице, мне очень захотелось его сфотографировать. Он отличался от других детей, и дело было совсем даже не во внешности. Во всей его семье было и есть что-то особенное… Что именно?... Как так случается, что художники, фотографы, скульпторы работают с определенными моделями, иногда даже всю жизнь? Есть какой-то «клик», помимо того, что есть что-то интересное визуально, ты начинаешь просто чувствовать, что тебе с этими людьми комфортно. Так, для меня Иван и Андрей не просто персонажи или модели. Это, прежде всего, личности, с которыми я взаимодействую».Если первые снимки деревни, по словам фотографа, были сделаны в режиме «все подряд», подогреваемые научным интересом к этнографии, то фотографии периода последующих, самостоятельных возвращений в деревню характеризовались взглядом, сосредоточенным на определенной теме и определенных людях.
«В 2008-2010 я училась на факультете фотожурналистов имени Гальперина в Петербурге. Для дипломной работы мы могли выбрать любую тему. Тогда я решила обратиться к фотографиям, накопившимся из деревенских поездок, и, кажется, на тот момент пришло время наконец-то с ними разобраться». «Разглядывая фотографии, я поняла, что мне интересна история Ивана и Андрея. С одной стороны, конечно, у них был в деревне компьютер, они играли в «стрелялки», смотрели телевизор, приобщаясь таким образом к «массовой культуре. С другой стороны, они оба любили рыбалку, охоту, помогали отцу в разных строительных и хозяйственных делах. Кроме того, их взгляды на семейные отношения и многие другие вопросы оказались достаточно патриархальными. А также в наших разговорах я слышала от них суждения, которые не часто слышишь от подростка из города. Например, размышления о красоте природы или важности военной службы» - рассказывает фотограф.А пока, рассматривая фотографии серии «Иван и Луна», мы погружаемся в другой, местами непонятный, мистический мир, образующий «незаметный пласт жизни» творчества Дарьи Туминас. Сама фотограф отмечает, что в ее работах отсутствует нарратив. Вместо него – «визуальные зацепки в сослагательном наклонении»: нечто, что могло бы развиться в историю, могло бы быть рассказано, но предлагает лишь виртуальные варианты интерпретаций, а не непосредственно рассказ.
Уже само, бинарное, название серии – «Иван и Луна» - предполагает столкновение двух парадигм: формальной, объективно существующей (с компьютерами, «стрелялками» и армией, с героями, отзывающимися на имена «по паспорту»), и другой, где подросток вполне может оказаться луной, черный кот на фотографии – демоном, а рыбак, запутавшийся в сети – болотным духом. В одном из интернет-интервью Дарья отмечает: «Легенды, мифы, ритуалы, страхи, практики, магия и прочее, что формирует ежедневное, будничное, привычное, одновременно им не являясь: вот темы, которые меня интересуют больше всего. Почему? Потому что все это невообразимо структурирует жизнь, идя вразрез с «разумным», делает личное коллективным и, наоборот, заставляет терять и приобретать индивидуальность. В общем, является магнитом всего самого странного и интересного. Хочется попытаться понять, как это все можно сделать (или нет) визуальным».В 2011 Дарья Туминас оканчивает магистратуру в Лейдене, защищая исследовательский проект на тему нарратива в фотографии и одновременно стажируясь в голландском журнале «FOAM». Понимая, что у Дарьи имеется опыт работы в голландском фотографическом контексте (включая недавнюю со-организацию выставки о голландских фотокнигах «Undercover»), а также участия в международных конкурсах, фестивалях и выставках, невозможно не попытаться узнать, в чем секрет успешности ее проектов.
«Секрет в том, что секретов нет! – смеется Дарья. - И рецептов нет тем более! Сколько художников или фотографов, столько разных практик, и у всех срабатывает по-разному. Кто-то может десять лет сидеть, читать, собирать теоретический материал, и потом что-то сделать. Кто-то может сделать проект или книгу за один день или за месяц – и результат его будет успешным. Все действительно зависит от очень конкретного человека и очень конкретной темы». Дарья также вспоминает один из моментов работы с командой «FOAM», когда ей самой довелось участвовать в отборе проектов, присланных на конкурс для публикации в ежегодном специальном выпуске «TALENT». «Портфолио было прислано около тысячи, - рассказывает Дарья. – В итоге должно быть 16, конечно, все должны быть классными и в то же время разными, чтобы показать варианты подходов. В процессе отбора выяснилось, что на конкурс было прислано очень много абстрактных историй, часто выполненных студентами художественных училищ. Часто это были исследования самого медиума фотографии: странные коллажи, инсталляции для фотографий и так далее. Оказалось, что личных, но одновременно не про себя или своих друзей, историй не так уж много. Были, конечно, документальные истории, но вот чего-то особенного и личного – очень мало».Каким же образом, по предположению самого фотографа, внимание критиков в свое время привлек проект «Иван и Луна»? Дарья предполагает, что в общем визуальном поле ее собственная история про братьев из далекой деревни, ярких персонажей, действительно могла стать замеченной в море дистанцированных, абстрактных исследований. Тем не менее, сама фотограф отмечает, что ей, от первого лица, сложно судить об истинных причинах внимания к проекту. Также важно, по словам Дарьи, иметь в виду, что каждая организация имеет свою программу, свои предпочтения, свою идеологию. Если для журнала «FOAM» было важно, чтобы представляемые ими истории были максимально разными, а в общем наборе присутствовала «личная история», то у других площадок фокус может быть на других темах, стилях, авторах и такая история окажется не к месту. Дарья отмечает, что несмотря на наличие множества институций, работающих с фотографией, способов найти именно свою аудиторию очень много:«Конечно, это портфолио-ревью, конкурсы, выставки, плюс много бумажной работы. В рамках этого механизма можно экспериментировать, выбирать разные тропинки. Учеба на воркшопах, в университете, различные стажировки дают возможность общаться с людьми, которым интересны те же вопросы. Будучи окруженным прекрасными талантливыми фотографами, легко постоянно получать стимул для своего собственного роста, сохранять заинтересованность, чтобы двигаться дальше». «Мир жаждет интересных вещей! И не то, чтобы все выставляют какие-то бесконечные препятствия другим художникам. Наоборот, все всегда очень радуются, когда что-то интересное возникает, поэтому сложности в том, чтобы выйти на какую-то аудиторию и кого-то зацепить, мне кажется, нет. Кто-то может говорить о конкуренции, но я говорю об общем поле работы».