Место: Центр Cовременных Искусств (г. Минск, ул. Некрасова, 3).22 ноября 2013 в рамках выставки «Графический эксперимент» (арт-проект «Графика. Фотография. Дизайн») были представлены два, на первый взгляд совершенно непохожих, оформленных визуальных высказывания белорусского фотографа Виктора Сенькова, признанного мастера пинхол фотографии, лауреата многочисленных премий в Беларуси, России, Украине, Польше и Великобритании. Одна из серий, без сомнений, может быть названа традиционной для творчества Виктора, так как непосредственно представлена его пинхольными снимками разных лет. Другая – более неожиданная – результат посещения лондонской галереи Tate Modern, куда фотограф отправился реализовывать свою давнюю мечту воочию созерцать классиков.Философская категория «случайного» вынесена Сеньковым в название серии пинхола, однако, рассматривая то, что осталось на его плёнке после трех дней «бессознательного фиксирования реальности», – ассоциация доведенного до абсолюта мгновения – пожалуй, и составляет превалирующий оттенок визуального букета. Образы в фотографиях Виктора образуют случайные связи, в которые невольно «ввязывается» и сам зритель, попадая в ловушку из естественности и простоты.
Фото: Виктор Сеньков, серия «Диалог»Виктор рассказывает, что основной идеей серии неотсортированных снимков, сделанных в Тэйт Модерн, стала «игра в постмодернизм», озвучивание своеобразного диалога с предметами искусства, которыми, как визуальными цитатами, пропитались его кадры.«Многие годы галерея является местом паломничества любителей современного искусства. Я же попал сюда впервые, - вспоминает Виктор Сеньков. – Здесь я встретился лицом к лицу с картинами, скульптурой, фотографией, о которых раньше приходилось только читать или рассматривать в иллюстрированных альбомах… Для меня это было похоже на встречу старых друзей, с которыми по разным причинам мы давно не виделись. Мы начали разговор, диалог. Спустя какое-то время я заметил, что на самом деле не одинок, а пространство галереи наполнено гулом голосов. Посетители общаются друг с другом, с картинами, эхом голосов галерея сама разговаривает со зрителями».
Фото: Виктор Сеньков, серия «Диалог»Но если погружение в звуки и цвета галерейного пространства было воспринято фотографом как диалог, то с какими же ответными репликами он сам обращается к «миссис Тэйт»? Зритель, рассматривающий серию Виктора, наблюдает хаотические фрагменты, нарушенные композиции, ломаные линии и туманные фигуры. По признанию самого автора, фотографии специально им не отбирались, будучи помещены «в случайном порядке и стилизованы по форме под любительскую». Если то, что происходило с автором в галерее – это диалог, то он звучит скорее как обрывки незаконченных фраз, барахлящий телефон, где собеседники тщетно пытаются расслышать друг друга на двух концах протертого телефонного провода.Другое сравнение, которым пользуется Виктор Сеньков для описания своего контакта с объектами современного искусства – встреча старых друзей. Но, глядя на фотографии, мы всем телом ощущаем… молчание – то самое чувство неловкости и пустоты, которое могут переживать друзья, если они, не видев друг друга десятки лет, вдруг сталкиваются на улице. Они остановились в нерешительной радости и не знают, с чего начать разговор. Случайно. Молча о всем не(уже?)сказанном…
Фото: Виктор Сеньков, серия «Диалог»Настроение нарисованного светотенью молчания случайных встреч в еще большей степени наполняет пинхол серию Виктора, которая, вместе с историей про Тэйт, будет представлена в проекте «Графический эксперимент». Изображения почти буквальным образом иллюстрируют прогулки автора по пустошам и дворам города без названия. След в след ступая по проложенным фотографом визуальным тропам, мы провожаем взглядом отмеченные им объекты: крыши, дома, ритмы заборов и перспективы углов. Вместе с самим фотографом мы тщетно пытаемся отыскать конечный пункт этой прогулки. Существует ли он вообще? «…крутить головой по сторонам и фотографировать, если понимаешь, что не фотографировать не можешь…. просто иди с надеждой, что лучший кадр спрятался за поворотом...», - пишет Виктор в своих заметках, связанных с временами съемки.
Фото: Виктор Сеньков, серия «Случайные связи»В одном их критических материалов по адептам сегодняшней пинхол фотографии это увлечение было названо «странной, но безобидной сектой», настолько ее приверженцы постоянны и аутично преданны своему индивидуальному инструменту познания и фиксации реальности. Созданные вручную пинхол-камеры порой действительно могут служить своим создателям на протяжении всей жизни. Вот что сам Виктор Сеньков вспоминает про свой первый пинхол: «В один прекрасный вечер решение было принято. Сходить в магазин и купить банку пива заняло не более десяти минут. Ещё пару минут я думал о жести. Выбор пал на «Стелла Артуа» – пиво хорошее и жесть, наверное, тоже. Вернулся. Выпил. Вымыл банку. Разрезал. Вырезал кружок и, вооружившись молотком и самой тонкой имеющейся в доме швейной иглой сделал дырку. Никаких расчётов. Избранный путь – опытный…».«Через некоторое время мой друг был выпотрошен, идеи использовать объектив без линз были отброшены вместе с винтиками, стеклышками и самим объективом. Вклеил пластину с дыркой. Замазал. Прикрыл. Закрыл отверстие чёрной изолентой. Зажег свечку из церкви. Закоптил изнутри прежде блестящие любительские стенки. Вот и всё. Готово».
Фото: Виктор Сеньков, серия «Случайные связи»Виктор отмечает, что пинхол в процессе эксплуатации оказался максимально простым и доступным для целей фотографа аппаратом. Известные ограничения, связанные с фотографическим процессом только привлекали и вдохновляли его: «Посудите сами, между внешним миром и его отражением на плёнке больше не будет никаких преград, отверстие само впустит свет и нарисует всё, что я захочу, не придется думать о резкости, только время и объект съемки важны,» - добавляет Виктор Сеньков.Для организации визуального материала в проекте «Графический эксперимент» Виктор избрал простой, но, в его случае, действенный ход представления фотографий в парах. Формальное дублирование композиционных элементов в частях диптихов иногда создают эффект прогулочного «де жа вю».В других случаях зрителя как бы втягивают в игру аллюзивной непрерывности взгляда. Благодаря подчёркнутой технической простоте пинхола, общее впечатление от серии остается легким, свободным от навязчивой точности пространственно-временных координат, как настроение от рефлексирующей сознательной уединенности прогулок без конца, открытых для любых случайностей.Вне зависимости от того, гуляет ли фотограф по дворикам южных городов или по гулким залам лондонской галереи. Текст: Ольга Бубичобсудить на форуме zнята