Невидимые волны: об альбоме белорусской фотографии 90-х

Невидимые волны: об альбоме белорусской фотографии 90-х

Волна - довольно устойчивая метафора для описания истории белорусской фотографии. В конце 90-х названия нескольких серьезных выставок так и или иначе были связаны с этим символом. Выставка «Новая волна в фотографии Беларуси и России», коллективная выставка Валерия Лобко и его учеников «Вторая волна», состоявшаяся в Минске в 2006 году…

Волна как образ – нечто почти стихийное, наступающее и порой даже сметающее все на своем пути: активная, всепоглощающая, удивляющая. Но волна, как известно, не может быть продолжительной по времени. Через какой-то его промежуток она неизменно отступает, обнажая ровный клочок земли – без следов, без знаков, без событий.
Альбом «Новая хваля. Беларуская фатаграфiя 1990-х» - фиксация визуального опыта, обретенного и затем утраченного белорусской фотографией конца 1980-х – начала 1990-х. Опубликованный в серии «Калекцыя пАРТызана», альбом включает в себя работыВалерия Лобко, Владимира Парфенка, ГалиныМоскалевой, Владимира Шахлевича, Сергея Кожемякина, Михаила Гаруса, Игоря Савченко, Ивана Петровича, Вадима Качана, Виктора Каленика, Александра Угленицы и поистине экспериментальной фото-рок-ассоциации «Белорусский климат».  

Фото: Игорь Савченко, из альбома «Новая хваля. Беларуская фатаграфiя 1990-х»
В предисловии к альбому «Новая хваля. Беларуская фатаграфiя 1990-х» социолог и искусствовед Инна Реут также отмечает чрезвычайную важность возвращения к разговору о феномене «минской школы творческой фотографии», ныне оставшейся в памяти ее непосредственных участников, но мало известной широкому кругу людей:

«Гэта усяго толькi зацемкi сьведкi часу й тых падзеяў, што зараз бачацца з пэўнай дыстанцыi, - погляд зь сярэдзiны й звонку. Гэта адзiн з малых крокаў да дасьледаваньня беларускае фатаграфii, данiна прызнаньня фотамастакам, творчасьць  якiх, спосаб мысьленьня вывелi Беларусь на раўнапраўнае месца у сусьветным мастацстве. У якiх галiнах гэта ўдалося яшчэ?
Той факт, што Беларусь гэтага не ўсьвядомiла, не ацанiла й нават амаль не заўважыла, уражальны. Бо нават адна толькi гэткая зьява, як новая творчая фатаграфiя, прызнаная на самым высокiм узроунi ў сыстэме мiжнароднага мастацтва, магла даць штрушок да бачных i досыць iстотных зьменаў ня толькi у сфэры, зьвязанай з мастацтвам, але i ў кульутры ў шырокiм разуменьнi: у адукацыi, культурнай дыпляматыi й нават у эканомiцы».

Кардинальные общественные изменения 90-х прошлого века в стране, которая перестала существовать, неизменно требовали изменения рефлексирующего взгляда на себя и на окружающий мир. Такая среда стимулировала рождение нового визуального языка, который оказался достойным внимания и пристального изучения не только в компаниях столичных экспериментаторов, но и на просторах Европы, предложившей белорусским фотографам галерейные площадки для экспонирования мира, доселе для них запретного. Многочисленные выставки в Финляндии, Швеции, Дании, Германии и Нидерландах… Рассматривая фотографии, представленные в альбоме «Новая хваля. Беларуская фатаграфiя 1990-х», не перестаешь удивляться актуальности формальных приемов и свежести того, что мы, злоупотребляя, называем сегодня «концепциями».


Фото: «Белорусский климат», акция «Аэронавты»
В интервью для рубрики «Встречи с легендами» на фотопортале ZНЯТА фотограф Игорь Корзун вспоминает эпизод, когда во время грузинской выставки ассоциации «Белорусский климат» Сергей Параджанов назвал визуальных экспериментаторов «очередной волной минских пижонов». Но если снимки «Белорусского климата» действительно полны эпатажа и вызова в стиле французских поэтов-символистов, то у каждого из учеников знаменитого Валерия Лобко совершенно персональный оформившийся фотографический подчерк. В альбоме – запечатленные и переосмысленные артефакты советской эпохи, «кухонный сюрреализм», невысказанные истории людей в лицах, препарированные негативы с фрагментов реальности.
Без признания и оценки ушедшей в море культурной истории «волны 1990-х» нам сегодня не сдвинуться с мертвой точки. И пусть даже систематизация и фиксация этой волны осуществляется с логотипами закрытых издательств: главное в том, что альбом в 135 страниц лощеной бумаги с ностальгическим запахом краски сейчас, открытый, лежит у меня на столе. И в нем я вижу фотографии людей, о которых никогда не слышала.

Фото: Галина Москалева, из серии «Воспоминания детства»
P.S. Альбом можно приобрести в магазине «Ў», книжном «ЛогвiнаЎ» (пр. Независимости, 37а), а также на imbryk.by.
Текст: Ольга Бубич

обсудить на форуме zнята