«Литовская фотография: через поколения» / фотовыставка

«Литовская фотография: через поколения» / фотовыставка

Открытие: 5 марта, 17.00
Доступна: до 17 марта
Место: художественная галерея Михала Савицкого музея истории города Минска (пл. Свободы, 15)

В рамках II Минского фестиваля фотографии

Творческая встреча с Альгисом Гришкявичюсом и Гитисом Скуджинскасом


Эта большая коллективная выставка подготовлена Союзом фотохудожников Литвы и приурочена к 80-летию его образования. В экспозиции будут представлены три поколения литовских фотографов. Белорусские зрители увидят довоенную литовскую фотографию, посмотрят знаменитую литовскую классику 1960-1980-х  годов, а также работы признанных современных авторов.

Немного истории. 15 января 1933 года в Каунасе был основан Союз фотолюбителей Литвы. Это была одна из первых фотографических организаций, наметившая широкую программу: объединить всех фотолюбителей Литвы, совершенствовать художественную фотографию, представлять ее за рубежом. Постепенно благодаря объединению усилилась выставочная деятельность: было организовано пять выставок (все с каталогами). Члены Союза стали участвовать не только на выставках в Литве, но и на заграничных конкурсах и салонах. Были завоеваны и первые награды, среди которых главными являются золотые медали международной выставки «Искусство  и техника в современной жизни» в 1937 года в Париже.
В Минске на юбилейной выставке будет представлено творчество 9-ти членов довоенного Союзa фотолюбителей Литвы: Витаутаса Аугустинаса, Пятраса Бабицкаса, Балиса Бурачаса, Казиса и Антанины Лауцяй, Степонаса Колупайлы, Отто Милашевичюса,  Антанаса Нарушевичюса и Медардаса Василяускаса.
В разделе «Фотографы-лауреаты национальной премии Литвы по культуре и искусству» будут демонстрироваться работы известных в Литве и за рубежом фотохудожников, классиков литовской фотографии, удостоенных Национальной премии Литвы по культуре и искусству. Это Ромуальдас Пожерскис, Александрас Мацияускас, Альгимантас Кунчюс, Антанас Суткус, Станисловас Жвиргждас, Витаутас Бальчитис, Ромуальдас Ракаускас, Альгимантас Александравичюс.
Серия Альгиса Гришкявичюса«Чудеса в Микалишкес» также вызовет несомненный интерес. Альгис Гришкявичюс долгое время работал как художник, но в последнее время увлечен фотографией. Уже не один год его работы публикуются в летописи Союза фотохудожников Литвы «Фотография Литвы: вчера и сегодня», он выставляется в групповых выставках. Минскому зрителю А. Гришкявичюс с присущей ему иронией расскажет о деревне Микалишкес и происходящих там чудесах. Каждая фотография – это отдельная история, а объединяют их любимые модели художника Миколас и Раймундас, воплощающие разных мифологических персонажей. На фотографиях много мужских и женских обнаженных натур, но в данном случае они представлены не ради эротической красоты. Автор утверждает: «Мои персонажи – ожиревшие, лысые деды – вносят некоторое равновесие в понятие телесной красоты в Литве».
Серия Гитиса Скуджинскаса «Тишина». Фотографии этого цикла исключают орентировочные параметры пространства и времени, но обращают внимание на переполненый рынок репродукций изображения. Фотография без события /сообщения дезориентирует созерцателя и исключает опыт видения как средство непосредственного познания. На природе, в общественных и частных пространствах зафиксированые изображения не дают зрителю отчетливых параметров данного пространства, напротив, они объединяются в продолжительную визуальную конструкцию, основная цель которой – акцентирование черты между видимым и воспринимаемым, знакомым и чужим, натуральным и социальным. Если тишину воспринимать как протест против предполагаемого пустословия, то на этих фотографиях устраняются излишние визуальные ссылки. Рассматривая с другой точки зрения, аскетическая визуальность этих фотографий цитирует и переосмысливает историю минималистической живописи.
Проект Вильма Самулионите «Коша». В Саудовской Арабии коша (на арабском фон) – название сцены, трона невесты, на котором она восседаст в день свадьбы, откуда ее забирает муж, где ее поздравляют все родственицы обеих родов (мужчины и женщины свадьбу празднуют отдельно). Это самое главное, видимое и украшаемое место на свадьбе, официальное место бракосочетания. Наверное, в наши дни не стоит спорить по поводу фразы Шекспира, что «весь мир – это сцена». Значимость и присутствие повседневных ролей и ритуалов подчеркивают многие социальные науки. Создание образа становится почти главной составляющей частью рекламной и развлекательной индустрии. Даже признавая необходимость этих кажнодневных ритуалов и ролей, часто они становятся объектом критики. Рассматривая  проблему с другой стороны, осознаем, что западная культура нам позволяет более или менее корректировать свой социальный статус и выбирать приоритеты. Восточные же культуры предпочитают устоявшиеся религиозные и традиционые нормы. Право выбора декларируется, но основопологающими канонами редко пренебрегают. Отсутствие людей на фотографиях – преимущество, позволяющее сосредоточиться над однородной композицией и гармонией повторений. Присутствие реальных женщин удовлетворило бы праздную любопытность, но все сконцентрировалось бы до абсолютного отсутствия импровизации. Повторяющиеся и статические композиции позволяют глазу изучать детали, которые указывают на общественные ритуалы, контексты, цености, культуру, вкус.
График работы галереи
- ежедневно с 11.00 до 19.00
- выходные: понедельник, вторник
обсудить на форуме zнята