«Каждый портрет, пусть даже самый простой и спонтанный, -
это портрет другого».
Жан-Франсуа Шоврие, искусствовед
В живописи, скульптуре, литературе и, конечно, фотографии портрет призван передать художественными средствами облик конкретного человека. Внешние черты, в свою очередь, служат формальным способом показать внутренний мир портретируемого. О его/ее характере и психологическом состоянии могут рассказывать пластические формы, линии и краски лица, взгляд, мимика, движения, одежда и окружающие предметы.
Однако исследования последних десятилетий в области психологии ставят под сомнение существование цельной личности как совокупности ее постоянных характеристик. Каждый из нас в сегодняшнем динамично-алогичном мире, цитируя итальянского писателя Луиджи Пиранделло, - одновременно «один, никто и сто тысяч». Современная фотография не может не реагировать на заданное проблемное поле, и жанр портрета постепенно становится инструментом приватного экзистенциального поиска, где личность самого фотографа или того, кто попадает в объектив, лишь разжигает искру развития истории в фантазии зрителя.
Истории со множеством неизвестных.
Истории персонажа без имени.
Фото: Анна Гаскелл, из серии «Turns gravity», 2010
Анна Гаскелл: «Запрыгивайте в неизвестность!»
По мнению критика Шарлотты Коттон, одним из изобразительных приемов, которыми пользуются современные фотографы с целью передать ощущение тревоги и неуверенности относительно смыслов изображения, является представление фигур людей, чьи лица каким-либо образом скрыты или повернуты в сторону от зрителя. Характер портретируемого остается нераскрытым, фотограф не дает нам достаточное количество информации для составления общего представления о визуальном центре снимка – лице человека. Каждый из нас вынужден самостоятельно подбирать ключи для расшифровки сообщения, рассматривая объекты, окружающие человека, или пытаясь следовать активной линии невидимого взгляда портретируемого.
Интересным в таком ключе является анализ творчества американского фотографа Анны Гаскелл. Одна из основных тем работ выпускницы Йельского университета – постмодернистская игра на аллюзиях сказок и известных романов: от братьев Гримм до Дафны Дюморье. Несмотря на формальное разнообразие сюжетов, эмоциональным тоном творчества Гаскелл неизменно является глубинное переживание тревоги. Сама автор использует для описания своего профессионального подхода словосочетание «эллиптический нарратив» - такой тип повествования, при котором определенный фрагмент истории остается намеренно извлеченным из общей канвы. А канва здесь может быть представлена как мистической серией про приключения как будто бы Алисы в пугающих декорациях зловещего леса, так и единичным, менее привязанным к узнаваемой истории, снимком, содержащим смысловой пробел.
Фото: Анна Гаскелл, из серии «Без названия», № 111В своих поздних проектах (например, серия «Без названия») Анна постепенно уходит от разыгрывания узнаваемых сказочных сюжетов. Результатами ее творческих поисков становятся постановочные фотографии более абстрактного плана со свободной развязкой, намеченной лишь визуальным пунктиром истории. На первый взгляд, фотография «№111» кажется случайным уличным снимком проходящей мимо группы детей. В то же время более пристальное ее изучение не может не щекотать нервную систему: кажется, что стремительно движущиеся в сторону нарисованного леса дети спасаются от опасного преследования. Не выдерживая напряжения один из подростков, тревожно оглядывается. Привлеченные интенсивностью ее взгляда, зрители также невольно испытывают волнение за финал драмы. Однако, сам снимок не дает ответа: мы, как и группа детей в одинаковой черной одежде, остаемся обречены не только на нестабильное существование внутри кадра, но и на повторение, след в след, эмоционального маршрута героев – ведь, по сути, геометрически, эллипс – это круг. В одной из видеопрезентаций, рассказывая о своем творческом кредо, Анна Гаскелл советует не бояться неизвестности и смело делиться с окружающими своим внутренним миром («просто запрыгивайте, несмотря на то, что вас одолевают сомнения!»), пусть даже то, что у вас получается, формально покажется кому-то ошибкой.
Фото: Анна Гаскелл, «Побег девушки»
Лаура Энно: «Нечто, о чем мы ничего не знаем…»
Фотограф из Лилля – Лаура Энно – также помещает в центр своих визуальных поисков истории психологических состояний молодых людей. В 2007 году она стала финалистом значимого в фотографическом мире фестиваля в Арле, будучи удостоенной награды «Arles Discovery Award» и получив премию в 25 000 евро. Ее снимки пронизаны атмосферой нереальности, их герои существуют вне времени и места, их погруженность в себя одновременно завораживает и пугает.
Фото: Лаура Энно, «Без названия», 2007В интервью сайту Wallpaper.com Лаура признается, что в оформлении творческого пути на нее оказали большое влияние такие мастера фотографической мизансцены как Джефф Уолл и Грегори Крюдсон, заставившие ее обратиться к нарративу как способу взаимодействия с визуальным материалом. «Мой стиль в фотографии – это тонкая работа в исследовании поэзии, странностей и тайны, - рассказывает Лаура, - в моих работах преобладают темы неуверенности и сомнений, в них всегда есть нечто неуловимое, нечто, что парит над моими персонажами. Молодые люди на снимках появляются как герои нарратива, но мы никогда не узнаем ничего конкретного об их историях, о том, на что они смотрят или чего ищут. Мои фотографии напоминают коды кинематографа или живописи, что также способствует созданию характерного ощущения «чего-то между». Как и герои фотографий Анны Гаскелл, многие подростки из серий Лауры Энно не позволяют зрителю устанавливать с ними прямой зрительный контакт. Их лица спрятаны в тени капюшонов затертых толстовок, их взгляды не прочитываются из-за растрепанных волос – однако, кадр при этом не кажется случайным. И если превалирующее психологическое состояние подростков Анны Гаскелл – это тревога и пугающая неизвестность как реакция на нелогичный опасный мир вокруг, то персонажи Лауры Энно находят временное убежище в погружении на дно колодца своих эмоций: они отстранены и безучастны, будто их нынешнее состояние, как и их скрытое лицо, не имеет точного определения.
Фото: Лаура Энно, «Без названия», 2009«Я пытаюсь делать фотографии, которые захватили бы зрителей и удивили бы их. Я верю, что нарративные возможности каждого образа окажутся достаточно мощными, чтобы отпечататься в сознании людей и заставить их задаваться вопросами относительного каждого из снимков. Меня интересует ощущение того, что в них есть нечто, о чем мы ничего не знаем. И я надеюсь, что чувство, которое я предпочитаю называть «закадровая тайна», также переполнит и моих зрителей», - комментирует фотограф.
Фото: Лаура Энно
Никки С. Ли: «Вызвать любопытство относительно отсутствующего персонажа!»
Южнокорейский автор, известная во всем мире под псевдонимом Никки С.Ли, имеет собственный смелый взгляд на визуальную организацию закадровой тайны. Ее серия «Части» - психологическое исследование образов самой себя в галерее фрагментов сценок межличностных отношений. С «эллиптическим нарративом» она обращается здесь весьма жестко: дабы сместить фокус наблюдения на единственную героиню серии (саму себя, мимикрирующую под масками разных социальных статусов и ситуаций), она полностью удаляет из кадра своего собеседника. От него, буквально говоря, остается на снимке лишь фрагмент: чаще всего рука, жестом намекающая на тип взаимодействия с Никки. Рука – как повествовательный символ неоконченного рассказа. Запечатленная эмоция девушки – как логичный финал. Нарратив в такой игре – все то, что было насильственно удалено из снимка. Все то, что каждый зритель может самостоятельно додумать.
Стимулом для создания серии «Части» для Никки С.Ли стало осознание множественности идентичности каждого человека в калейдоскопе социальных связей. «Я поняла, что моя собственная идентичность претерпевает изменения в зависимости от того, с кем я имею дело… Кто-то может заставлять меня чувствовать независимость и напористость, в то время как с другими людьми я становлюсь женственной и хрупкой», - размышляет фотограф.
Фото: Никки С.Ли, «Часть (14)», из серии «Части», 2002-2005Загадочная игра провоцирует у зрителя любопытство и удивление. Рассматривая снимки Никки С.Ли, мы невольно начинаем примерять предложенные пустые матрицы. Мы можем узнать себя в таких типичных ситуациях взаимодействия, как туристический снимок на фоне достопримечательностей, случайный снимок в аэропорту, свадебная фотография или задумчивый портрет на заднем сиденье автомобиля. «Главная цель такого кадрирования состоит в том, чтобы вызвать в людях любопытство относительно отсутствующего персонажа и задуматься, как его личность повлияла на оставшуюся в кадре женщину, - поясняет Никки, - Оно заставляет их изучать сами отношения, несмотря на то, что им позволено увидеть только часть истории».
Фото: Никки С.Ли, «Часть (6)», из серии «Части», 2002-2005
Венг Фэн: «Чувство ностальгии, утопия и утраченная невинность»
Самым, пожалуй, масштабным использованием приема представления обезличенных героев является творчество китайского фотографа Венг Фэна. Критики всего мира называют Фэна «иконой китайской фотографии», а его работы экспонируются в лучших галереях от парижского Помпиду до нью-йоркского Центра фотографии. Экстраординарной является как тема, к которой обращается Фэн в своем творчестве, так и доводимый им до совершенства узнаваемый композиционный прием: в его сериях «С высоты птичьего полета», «Сидя на стене», «Глядя на озеро» персонажи неизменно расположены спиной к зрителю, погруженные в созерцание городского или дикого пейзажа.
Уроженец тропического райского острова Хайнань, расположенного на юге Китая на одной широте с Гавайями, Венг Фэн на собственном опыте прочувствовал динамичные перемены привычных ему географий. Как известно, Хайкоу, крупнейший город острова, за последние двадцать лет превратился из скромной рыбацкой деревни в мегаполис с населением в 1,5 миллиона человек. Венг Фэну удалось не только зафиксировать в своих сериях молчаливый диалог между обыкновенными горожанами и живым, быстро трансформирующимся пейзажем, но и превратить его в центральный мотив творчества, возведя «чувство ностальгии, утопии и утраченной невинности» в неизменный девиз любого реализуемого им проекта.
Фото: Венг Фэн, из серии «С высоты птичьего полета», 2002Работы Венг Фэна завораживают эмоциональной холодностью. Ассоциируя себя с одиночными персонажами или замершими случайными группами, зритель невольно превращается в наблюдателя, отрешенного вуайериста - разменную фигуру на шахматном поле, где природа и естественность терпят поражение в борьбе за выживание.
«Прямолинейный нарратив в фотографиях Фэна уникальным образом изображает психологическую пустоту в душах обычных китайцев, вызванную пропастью между их мечтами и реальностью радикально трансформирующегося общества. Фигуры в его работах лишены экспрессии, словно тела без душ, они демонстрируют тенденцию разочарования человечества в реальности», - комментирует творчество Фэна критик Гу Чженгцинь. Композиции серий Вен Фэна просты: в центре одиночный наблюдатель или аккуратная, построенная в ряд, группа. Почти всегда в униформе. Почти всегда подростки - по сути, те, кому придется расти и меняться вместе с городом. Униформа и намеренное расположение спиной к зрителю еще в большей степени подчеркивает обезличенность, обобщенность образа человека без лица и имени. В отличие от героев Анны Гаскелл, Лауры Энно и Никки С.Ли, персонажи Вен Фэна иллюстрируют дерзкую попытку автора наделить голосом (а точнее терпеливым молчанием) целое поколение его соотечественников. Визуальное повествование серий Вен Фэна неспешно разворачивается, смещая фокус от очевидных физических изменений городской среды на закономерные изменения в эмоциональной и духовной сфере жителей. Пристально всматриваясь в город, который им удается узнать с трудом, герои мечтают об утопическом мире своих грез, находя его, например, в одной из последних серий фотографа – «Глядя на озеро».
Фото: Венг Фэн. «Глядя на озеро»
Фото: Венг Фэн
Фото: Венг ФэнКаждый из представленных авторов по-своему использует нарратив для передачи интересующего его/ее психологического состояния портретируемого. Сознательное отсутствие фокуса на лице персонажа вызывает у зрителя дискомфорт: ведь если мы не видим лица собеседника, мы не можем быть уверены в его намерениях. Так, намеренная изоляция героя стимулирует, в свою очередь, тревогу и в нас. «Эллиптический нарратив» в портретах подростков Лауры Энно и Анны Гаскел заставляет нас размышлять о причинах отсутствия зрительного контакта, личных причинах неуверенности или тайны героя. Заигрывая со стереотипами, визуальное исследование социально-антропологического характера в серии «Части» Никки С. Ли моделирует узнаваемые коммуникативные ситуации, куда мы можем легко поместить самих себя. А серии Венг Фэна, представляя героев в положении спиной к нам, затрагивают, в широком масштабе, проблемы целого поколения, заставляя нас пережить по отношению к ним эмоции, связанные с невозможностью контролировать безудержный рост городов. Нарратив оказывается способом реализации одной из специфических функций фотографии - способности вызывать в зрителе эмпатию, сочувствие состояниям изображенных героев. Вместе с ними мы переживаем тревогу, страх, неуверенность в собственных действиях и системе ценностей. Вместе с ними мы учимся сопереживать - способность, далеко не последней важности в современном мире, не так ли?Полезные ссылкиPekin Fine Arts: Weng Fen's profile
Работы Никки С. Ли
Работы Анны Гаскелл
Лаура ЭнноТекст: Ольга Бубич«Нарратив в фотографии: красивые фотографии длиной в фильм»обсудить на форуме zнята