В Санкт-Петербурге откроется выставка Евгения Козюли с фотографиями из коллекции РОСФОТО

В Санкт-Петербурге откроется выставка Евгения Козюли с фотографиями из коллекции РОСФОТО

Открытие: 17 апреля, 18.00
Работает: до 8 июня 2014 года
Площадка: Выставочный зал Дворового корпуса (г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 35)

В экспозицию выставки вошли фотографии из собрания РОСФОТО, выполненные известным белорусским фотомастером в период с 1960-х по 1990-е годы. Это фотоработы из основных циклов и серий, ретроспективно представляющие путь Евгения Козюли от фотолюбителя до фотожурналиста, повествующие о творческих поисках, интересах и размышлениях автора о предназначении фотографии.
Евгений Карпович Козюля родился в Минске 18 декабря 1936 года. Фотографию Евгений освоил в возрасте 14 лет. Военные годы семья Козюли провела под Ярославлем и вернулась в Минск в 1944 году. Первый снимок фотографа был опубликован в 1957 году в газете «Знамя юности». В начале 1960-х годов Евгений проходил военную службу в ГДР, где фотографировал сослуживцев, места и достопримечательности, посещенные во время поездок. В этот период происходит осознание им своего призвания. После службы Евгений работал мастером авторемонтного завода, конструктором в проектном бюро. В 1965 году он становится членом фотоклуба «Мiнск». В 1971 году Козюля принимает участие в организации первой из четырех выставок «Фотографика». Эти выставки стали символом белорусской фотографии 1970-80-х годов и определили ее известность в СССР. В начале 1970-х годов Евгений Козюля избирается председателем народного фотоклуба «Мiнск», а в 1975 году становится профессиональным корреспондентом газеты «Голос Родины», а затем сотрудничает с Белорусским телеграфным агентством (БелТАСС). Евгений Козюля – автор и участник более 120 персональных и групповых, республиканских, всесоюзных и международных выставок.
Удивительно, но распространенная фраза «осталось только на фотографиях» сейчас все чаще заставляет задумываться о драматической ситуации, связанной с обширным советским периодом. Казалось бы, миновал лишь небольшой отрезок времени, но сюжеты, эстетика, a главное, отношение авторов к окружающей жизни необратимо изменились. И то, что по счастливой случайности осталось на фотографиях, сохранивших для нас этот период, сейчас воспринимается не столько в качестве документального свидетельства эпохи, а скорее как образы мифической страны, проявляющиеся в воспоминаниях о чем-то, почти забытом, а во многом и безвозвратно утерянном.

«На старом хуторе», Беларусь, 1984 год
На первый взгляд основной блок фоторабот Евгения Козюли этнографичен – они описывают места, традиции, обычаи, типажи. Но, вглядываясь в сюжеты его снимков, приходит мысль, что за ними стоит неизмеримо большее. То, что выше документирования, что определяет зримую идею, авторское мировоззрение, развернутое в протяженное во времени визуальное размышление об истоках рода человеческого – размышление о земле, о людях земли.
Сюжеты работ Евгения Козюли внешне просты, но за каждым из них стоит реальная история, увиденная и рассказанная автором, – и «это не фольклорные снимки, а жизнь». Для автора, объездившего всю Беларусь, каждая съемка – это возможность знакомства с новыми людьми, открытия новых уголков родного края, раскрывающихся своей спокойной, неторопливой красотой. Думается, сейчас уже не так важно, кто был запечатлен на фотопортрете – рядовой крестьянин или мастер народных ремесел, как и неважно, в каком месте сделан тот или иной пейзажный снимок. Важно ощущение Родины, переданное автором своими фотоработами. Важны ее образы – неуловимые, но все же «схваченные», эстетически неоднозначные, но узнаваемые, стремительно исчезающие, но сохраненные мастерством фотографа и, главное, оставляющие после себя след в памяти каждого зрителя.

С пастбища. Деревня Мотоль, Ивановский р-н Брестской области, Беларусь. Из цикла «Полесье». 1989 год
Другие работы Евгения Козюли отсылают к эстетическим экспериментам, характерным для творческих поисков в мировой художественной фотографии 1960-70-х годов. Интерес к ним не миновал и белорусских фотографов, активно работавших в этом направлении в 1970-х годах, достижения которых были представлены на четырех международных фестивалях «Фотографика» в Минске. И снова за внешней формой мы видим сюжеты, говорящие о переживании Козюлей истории своей Родины. Это попытка на основе сохранившихся исторических артефактов вспомнить, восстановить прошлое, хранящееся в генетической памяти народа, к которому принадлежит и сам автор.
Источник: rosphoto.org

Интервью с Евгением Карповичем Козюлей в рамках авторского цикла «Встречи с легендами»