Деликатная фотография, или когда фотограф становится психологом

Деликатная фотография, или когда фотограф становится психологом

Сандро Капатти – тот редкий пример, когда работающий в сфере социальной проблематики фотожурналист неукоснительно следует правилу: «не навреди». Этическая грамотность его работ сперва настораживает, затем удивляет и, наконец, заставляет задуматься над самыми потаенными социальными нарывами такого прогрессивного и свободного общества XXI века.

Когда я шла на выставку Сандро Капатти «Театр для различных актеров и актрис», что прошла накануне в бар-галерее  «Newday»,  то была почти уверена, что меня там может ожидать… Много портретов, крупные планы, претенциозные позы, которые так свойственны, по всей видимости, любительскому театру, обязательно пару кадров из постановки Шекспира либо Ибсена, монохром, этсетера. К счастью, я ошибалась.
***
«Как для фотографа, для меня очень важна натуральность кадра, естественность тех событий, которые запечатлены на фото. Поэтому на выставке нет ни одного снимка, который был бы мною «срежиссирован. В противном случае, идея – рассказать людям о совершенно отличном от их повседневной жизни мире – попросту рассыпалась бы.
Чтобы уйти от постановочности, я полностью сливался с теми обстоятельствами, где находился. Приходилось сидеть по тридцать минут, ожидая именно тот кадр, за которым пришел. Как понимал, что настал «решающий момент»? Это всегда происходит по наитию, когда еще только собираешься нажать на кнопку. По крайней мере, со мной»
, – говорит Сандро.
Социальный театр – психотерапевтический метод реабилитации человека, направленный на решение его личностных и социальных проблем.
Впервые с методом социального театра Капатти столкнулся здесь, в Беларуси, в 2011 году. Во время визита в школу-интернат для детей с особенностями психофизического развития он увидел театральную постановку воспитанников заведения, а вместе с ней – колоссальные скрытые возможности подобного метода. Именно после посещения Речицкой школы-интерната и появилась идея создать фотосерию о таком явлении, как социальный театр. После трех лет съемок накопившийся материал оформился в полноценный проект, который получил название «Театр 360º: воспитывать, реабилитировать, быть…». Этот проект стал единственным в Италии, получивший поддержку Министерства юстиции и право на съемки социального театра в учреждениях закрытого типа: тюрьмах и колониях, психиатрических больницах, реабилитационных центрах и центрах для людей с инвалидностью. Как выяснилось, «лечить» посредством театральных постановок – довольно распространенная в Италии практика. Материала, по словам Капатти, накопилось так много, что автор издал отдельный альбом. Готово ли было итальянское общество узнать о проблемах «особенных» людей? Разумеется, мнения разделились. Фотограф утверждает, что это естественно. Кому-то нравится, кому-то нет, в любом случае – нужно всегда быть благодарным за мнения… и продолжать делать свою работу.
Выставка «Театр для различных актеров и актрис» – небольшая часть упомянутого проекта. 16 побывавших в Минске снимков повествуют о совершенно ином театральном искусстве, скрытом от широких масс. Играя, актеры перерождаются. Смотришь на это перерождение, как на чудо. В мимике, жестах, взгляде – всюду скользят раскаяние, вера и ошеломляющая искренность. «В своих фотографиях я пытался рассказать о той реальности, которая отражена в спектаклях людей-инвалидов, людей с психическими особенностями и тех, кто находится в тюрьмах. Стоит один раз увидеть такой спектакль – и сразу станет ясно, какое влияние оказывает театральной искусство на этих людей. Они полностью отдаются делу, искренне переживают, грустят и радуются».
По признанию Сандро, самое важное, что, в конечном счете, помогло сделать проект именно таким, каков он сейчас, – чувство ответственности. Уважение к своей «модели» – основа в этике профессионального фотографа. Более того, фотограф всегда должен быть наполовину психологом. «Во время работы над проектом у меня был главный принцип – не нарушать личного пространства того человека, которого фотографирую. Из-за специфики выбранной темы я понимал, что некоторые из этих людей могут быть реабилитированы. В определенных местах снимать « в открытую» было запрещено условиями моего контракта».
Отсутствие под снимками аннотаций – также одно из условий, но выдвинутое уже самим автором. Живое воображением вдумчивого зрителя само отыщет «ключи» на каждом фото. Впрочем, это тот редкий случай, когда понимать нужно только сердцем.
Справка
Сандро Капатти (Sandro Capatti) – известный итальянский фотожурналист. Является участником гуманитарных миссий в странах Африки и Ближнего Востока. В 2011 году в Гомеле фотограф представил фотовыставку «Взгляды», посвященную последствиям после катастрофы на Чернобыльской АЭС. В настоящее время готовит несколько фотопроектов в Италии и Восточной Европе.
Персональный сайт >>>


Текст: Анна Гринкевич
Фото: из проекта «Театр 360º: воспитывать, реабилитировать, быть…»