Поездки в Хотляны и Тибет

Поездки в Хотляны и Тибет

Выпуск № 6

Вряд ли новые выставки А. Цехановича и А. Алексеева привлекут к себе внимание поклонников фото-арта и любителей жанра ню в фотографии. Оставим их в Интернете, а сами попробуем сравнить эти две выставки, такие разные по географии и такие схожие по стилистике и содержанию.

На самом деле нам придется сравнить 3 выставки, так как в экспозицию А. Цехановича в «Мире фото» входит и коллекция фотографий Льва Дашкевича из фондов Национального музея истории и культуры.

Эти работы, созданные в 1923 году, и подтолкнули нашего современника на исследование той части Минской области, которую зафиксировал Лев Дашкевич.
Между работами – 85 лет. Но как справедливо заметила Надежда Савченко: «Мало что изменилось». И этот очевидный вывод становится еще очевиднее, когда попытаешься сравнить энергетику документального пространства старых и новых снимков.
Работы Л. Дашкевича несколько эмоциональнее. Есть какое-то волнение и ожидание перемен. А в работах А. Цехановича это же пространство абсолютно статично, в нем повисла тоска, а общее уныние нейтрализуется озябшими лучиками весеннего солнца. Если в работах Дашкевича графику пейзажа еще оживляют мельницы и странные предметы быта, то в работах Цехановича совконструктивизм (крыши-стены-столбы) унифицируют пейзаж до среднестатистического, типового пейзажа. Что может быть тоскливее, чем типовой пейзаж? Не типичный, а типовой…
Но самое главное достоинство выставки состоит в том, что это не концептуальный проект, а документальное свидетельство и абсолютно правдивый образ советской деревни. Где вечером под иконами стеклянный глаз телевизора проецирует иллюзию «настоящей жизни», а днем в тишине повседневности торчит из красного угла мутным бельмом пророка. А за окошком – снова дождь.
***
Но иногда этот глаз нам показывает и Тибет с населением, не менее загадочным, чем наши жыхары.
Пейзажная часть выставки «Ближе только небо» традиционно великолепна, грандиозна и величава. И понимание, что традиция для Востока – это основа основ заставляет смириться с белесой широкоформатной печатью. А жаль. Потому что качественная печать фотографий быта и портретов тибетцев, к сожалению, ничего нового насмотренному образу гималайцев  не добавила. Все очень добротно и знакомо.
Кроме одного кадра, где молодые люди в спецодежде стоят возле самосвалов. От такого Тибета пахнуло такими Хотлянами, что подумалось: «А не комсомолки ли это тибетские приехали в наш колхоз на уборку свеклы?».
Тревожно стало за Тибет. И ведь дело не в том, что от Гималаев или Минщины ждешь экзотики. Ее там нет. Но авторское отношение – должно быть. 
Мне показались обе выставки очень бесстрастными. Для духовного опыта это, наверное, плодотворно. Для исторического – тоже. А для художественного, наверное, - нет. Например, медиа-ароматический фон выставки А. Андреева запомнился больше.
Приятно, что есть попытка организовать все пространство галереи – новогодние флажки оказались кстати, и в целом последние выставки в NOVA стали элегантнее. Но дефицит информации по представленным темам уже восполнен. А от таких незаурядных личностей, как наши авторы, мы вправе ждать и более неожиданных решений.
Но это на мой безнадежно испорченный вкус. Желаю ребятам удачи в новых проектах.
Кстати, в «Доме Ваньковичей» Институт Польский представил небольшую, но очень симпатичную выставку фотографий шляхецких усадеб Западной Беларуси второй половины XIX века. Висит себе тихонько второй месяц…
На фото: афиша выставки «Ближе только небо» (галерея NOVA)
Автор: Валерий Ведренко
16.02.2009
Обсудить >>>