Слово о Минске

Слово о Минске

Выпуск № 8

Наш город всегда в окружении. Он всегда в окружении пяти культурных центров. И Москва, и С.-Петербург, и Вильнюс, и Варшава, и Киев хоть чем-то да похожи друг на друга. Зато ни один из этих городов не похож на Минск.

Тысячелетняя история города практически не заметна в нем. Минск – город-хамелеон. Он меняется в угоду любому времени и в этой мимикрии – суть его долголетия.

Сегодня Минск – образцовый советский город с подобающей статусу архитектурой. Назначение губернского городка в столицу знаменовалось проломом центра города проспектом Сталина, постройкой пары «парфенонов» на холмах и воздвижением Большого театра на месте кладбища и рынка.

Уничтожение Немиги в 70 годах прошлого века завершило целесообразный градостроительный процесс. И сегодня исторический Минск напоминает голубя с крыльями орла. Вроде и красиво, а взлететь не может.
На Земле есть места, которые генерируют энергию и они обречены быть центрами исторических свершений и такими остаются на отведенный им срок. В Минске не произошло ни одного значительного для европейской истории события. И Минск, тихий губернский город, энергетически таким и остался. И это внутренняя суть всегда находится в противоречии с формой, которую навязывают городу новые обстоятельства.
Трагедия и особенность Минска в том, что здесь новое строится не рядом со старым, а на месте старого. И дело не в ветхости сооружений.
А дело в ветхой памяти населения, которое в Минске так же ротируется, как и архитектура.
Современный центр нашего города формирует сталинский классицизм 50 годов XX века. Идеи коммунизма выбрали себе в проводники античные пропорции и декор, создав сюрреалистический стиль, объединивший рабовладельческое язычество и пролетарский социализм.
Серпы и звезды соседствуют с коринфскими и дорическими капителями, геодезист и физкультурница заняли место Посейдона и Афины,
а над полисом парит голубь в шестеренке. Без смеха с таким прошлым расставаться нельзя.
А вот балюстрада с вазами от цирка до площади Победы не так однозначна и вызывает разные ассоциации, от лирических до демонических.
Но наш город и ни лирический, и ни демонический. Хотя, бывает и одним, и другим, и третьим.
Эти обстоятельства и привели к решению фотопроекта «Минский альбом» как многосерийного цикла. О Минске нельзя рассказать в одном стиле или одной экспозицией. Новые серии проекта будут посвящены набережной, двум дворцам, парку Горького и скверу Купалы, малым архитектурным формам, Кальварийскому кладбищу, городской скульптуре, Проспекту, Верхнему город и, конечно, минчанам. Наш город живет по своим законам и зачастую не архитекторы Минска, а его невидимый, но единственно возможный астральный образ диктует пространству, каким оно должно быть на берегах Свислочи в разные времена.
Не в силах повлиять на этот процесс,  автор проекта оставляет за собой право лишь наблюдать за ним и делиться своими наблюдениями с уважаемой публикой.
Добро пожаловать!
Этот текст – самостоятельная часть экспозиции. Пресс-релиз находится в ветке об открытии выставки «Минский альбом № 1 (2009)».
Фото: Олег Яровенко
Автор: Валерий Ведренко
16.03.2009
Обсудить >>>