Автор идеи проекта: Юрий Васильев
Автор афиши: Валерий Ведренко
Координатор проекта: Елена Шалимо
Фото: Регина Шульските
Александрас Осташенковас – фотохудожник, лауреат различных фотоконкурсов, организатор фотовыставок, член жюри, участник семинаров. Родился в 1951 г. в городе Шяуляй, Литва. Член Союза фотохудожников и Союза журналистов Литвы. В 1977 г. закончил филологический факультет Шяуляйского университета. Ещё в школе заинтересовался фотографией и кино. Снял 5 игровых и 6 документальных фильмов (1968-1977). Первая фотография в печати появилась в 1972 г. На республиканском кинофестивале в Вильнюсе (1975 г.) и на фестивале балтийских стран в Каунасе (1976 г.) игровой фильм Когда падают листья был признан лучшим. В выставках художественной фотографии участвует с 1973 г. Организовал более 70 персональных выставок в Литве и за рубежом, принял участие более чем в 150 национальных и международных выставках и фотопроектах, за своё творчество получил более 70 наград. Издал несколько авторских книг: «Гора крестов» (1993), «Другой берег» (2005), «Шяуляй» (2006), «Мой город» (2006), «Сад смерти» (2008), «Мой Шяуляй» (2011), книгу-монографию творчества брата, художника Виктораса Осташенковаса (2013). Основные циклы работ Александраса Осташенковаса: «Воспоминания» (1969-2002), «Другой берег» (1976-2004), «Сад смерти» (2002-2008), «Мой город» (2000-), «Портрет необозначенного времени» (1968-2015), «Состояния» (2003-2015). В 2009 году в минской галерее «Мир фото» была успешно показана выставка Александраса Осташенковаса «Другой берег», привлекшая к себе внимание искушенной фотографической публики.
В нынешнем совместном выставочном проекте фотографов из Шауляя Александрас Осташенковас представит на суд зрителей свои фотографические циклы «Портрет необозначенного времени» (1968-2015) и «Состояния» (2003-2015). Любовь Гаврилюк о творческом почерке Александраса Осташенковаса в белорусском фотографическом веб-альманахе Photoscope.by: «Он помещает привычные объекты в контекст личных переживаний, даже страданий, и безобидные, на первый взгляд, сюжеты приобретают совершенно другой смысл. В самых открытых, абсолютно доступных пространствах основная интонация автора – глубоко личная, частная, насыщенная каким-то своим духовным опытом. Какими бы пустынными ни были перекрестки и дороги, для автора эти пейзажи полны глубокого волнения. И все это без экзальтации и нагнетания эмоций: пляжи, дворы, мосты и набережные напрочь лишены театральности и суеты, даже если в кадре присутствуют. О скупости выразительных средств Осташенковаca следует сказать отдельно. Они предельно минималистичны, безотносительно к сюжету фотографий. В первую очередь, я обратила бы внимание на законченность формы – ее нельзя не заметить. Возможно, это качество связано с сосредоточенностью автора, с его особой включенностью в ситуацию, но фотограф добивается этого эффекта, а вместе с ним, целостности пространства кадра и атмосферы этого пространства, тихого и безлюдного».