«Фотоаппарат помогает мне зафиксировать самобытный мир традиций, смешанный с аляповатой повседневностью деревенской жизни. Когда-то язычники, потом христиане, вчера коммунисты, сегодня православные, но всегда, на всякий случай, три плевка через плечо. Так можно обозначить культурный сплав, показанный автором. Обрядовые костюмы заставляют вспомнить этнографические фотографии Романюка. Только на этот раз перед вами странная ситуация разрыва между традицией и современностью. Фотографии показывают нам одновременно столетние обрядовые платья и стоптанные китайские пластиковые сандалии. Глобализация приходит в эту деревню, но, проходя через фильтр здешней жизни, становиться совершенно особенной, аутентичной.
Перед вами некоторые фотографии из нового проекта «Сула. Непрерванное». В своей новой работе я исследую жизнь в деревнях Неглюбка и Сталбуны Гомельской области во время весеннего праздника - обряда «Погребение стрелы (сулы)». Традиция праздника остается многие поколения неизменной: жительницы деревни наряжаются в национальные костюмы. Поют и идут навстречу друг другу с разных сторон села, пока не сомкнутся в одном хороводе, идут с непрерывными песнями к житу. Словно ткут рушник - дорогу радости к счастью и благополучию. Водят хороводы и поют, потом закапывают в землю «Сулу» - прячут темную силу разрушения, преобразуя в добро, богатство и успех. Собирают обереги – колоски, падают и катаются в жите, вбирая в себя мощь и здоровье.Я стремилась вложить в свои снимки состояние синестезии. Глазами мы чувствуем запах жита, слышим обрядовые песни и улавливаем запах чеснока и сала. Мы видим сочетание дремуче древнего, бытовой жизни и юмора. Праздник «Погребение стрелы» - это обряд, призванный приобщиться к непреодолимому движению жизненных соков во всем, чему суждено взойти, расти, цвести и наливаться. Они и сами не припоминают, когда и с чего все началось. Зато законы их архаичных обрядов, напрямую идущих от развитого тут ткачества и вышивания, местные певуньи неукоснительно исполняют. Тысячи поколений сменилось, но та основа, что заткали когда-то наши прабабки, вновь и вновь взмывает ввысь волокнами-нитями, и челнок памяти торопливо создает старинный узор поклонения земле и небу, травам и хлебам, началу и завершению. Непрерывность в способности изменяться, вбирать в себя новое, но сохраняя при этом старое, запечатлены в сочных цветах этой фотографической серии».Марина Батюкова
Открытие: 18 мая, 17.00
Доступна: до 11 июня 2016 года
Место: Национальный исторический музей Республики Беларусь (Минск, ул. Карла Маркса, 12)
обсудить на форуме zнята