Во-вторых, вопрос о том, может ли фотодокументалистика считаться искусством, а её достижения - творческими шедеврами, стал актуальным для фотографического сообщества Беларуси в связи с судебным процессом по иску Антона Мотолько, который еще не закончен. Выставка является репликой в общественной дискуссии по вопросам авторского права в фотодокументалистике. Темой дискуссии стали высказывания приглашенного судом эксперта - весьма спорные с точки зрения десятков авторитетных и уважаемых профессионалов.
Дмитрий Брушко привлекает к спору своего отца, который уважаем и чтим всем фотосообществом. Давно уйдя из жизни, Сергей Брушко своими фотоработами делает спор острым и увлекательным. Дмитрий же формулирует идею этой выставки-реплики так: «Споры о появлении и развитии искусства идут уже не первую сотню лет. И диалоги о искусстве всегда интересно слушать, когда диалог ведется сильными, одинаково цельными спорщиками. Когда аргументы той или иной стороны поддерживаются авторитетными взглядами. Интересно слушать, потому как искусство - это не бокс или бег с препятствиями, тут нет правил и границ, а соответственно нет и понятий «хорошо» и «плохо». В истории белорусской фотографии не так много личностей, которые могли бы могли завести такой спор. Людей, способных своим творчеством, аргументами и влиянием вести такие рассуждения, в Беларуси единицы. Работы фотожурналиста Сергея Брушко появлялись как документ эпохи рождения независимой Беларуси. Эти работы, являясь документальными, отображают образы и символы той эпохи и при этом являются настоящими примерами «фотографии решающего момента» (термин, введенный в обиход наиболее значимым фотодокументалистом мира - Анри Картье-Брессоном, и означающий «моментальное распознавание, в долю секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм, что придает событию соответствующую ему экспрессию»). Данные фотовысказывания невозможны без работы с художественной формой, с геометрией внутрикадрового пространства и умения создавать изысканные визуальные метафоры. Читая же заключения эксперта, выносящего свое мнение в деле о нарушении авторских прав государственным телеканалом, можно наткнуться на потрясающие слова «Фотоискусство - искусство создания художественной фотографии. То есть, фотографии, отображающей творческое видение фотографа как художника. Фотоискусство противопоставляется фотожурналистике, целью которой является констатация фактов». После этих слов эксперта, преподавателя Института культуры, начинаешь понимать, почему беларусы тихо и стыдливо опускают глаза, когда вспоминают что Бенедикт Тышкевич и Моисей Наппельбаум родились и выросли в Беларуси.