Сергей Ждановчи, автопортрет.- Как появилась идея проекта? Почему названием стал английский аналог «воронки»? Как, кого и зачем она «закручивает»?- Идея проекта возникла как рефлексия на заявленную тему «Месяца фотографии в Минске» (МФМ) – «коллективизация». Мне, как автору проекта, было интересно поработать с коллективной составляющей, провести небольшое исследование и, как результат, сделать оригинальную подачу проекта – не просто выставку-показ, а интерактивную инсталляцию.По поводу названия я сомневаюсь, что «вихревой предварительный просмотр» звучит лучше. Часто используемое фотографами слово «PREVIEW» я решил оставить в оригинальном написании, а дополнение «VORTEX» подчеркивает структуру проекта и его визуальную подачу, где все фотографии перемешаны и анонимны, а также являются своего рода ссылками ко второй части проекта – сетевому ресурсу. Интрига закручена, и, чтобы узнать, кто автор конкретного изображения/ий, необходимо посетить сайт, где, в свою очередь, можно познакомиться с другими фотографами и их персональными страницами.- Ваша «воронка», по сути, каталог с мини-портфолио из пяти работ членов объединения. Насколько такое число работ позволяет понять, кто есть кто? - Мне самому хотелось больше узнать о членах союза, посмотреть, кто чем занимается. Принцип сбора архива был предельно прост – авторский выбор пяти лучших/новых/знаковых фотографий. Я изначально понимал, что в союзе состоят очень разные фотографы – профессионалы и любители, репортёры и художники, да и просто люди с разными вкусами и взглядами, т.е. винегрет полнейший, но в этом и была суть проекта – визуальная репрезентация (лицо) союза. В то же время в этой коллективной воронке вы можете выбрать изображение, отвечающее вашим предпочтениям и перейти к частному, в нашем случае – к автору.
Фото: Вадим Качан
- Но все же, насколько такой срез репрезентативный?- Вполне. Лично мне вполне хватает пяти выбранных фотографий, чтобы познакомиться с фотографом. Хотя, также стоит отметить, что далеко не все члены союза приняли участие в проекте. Безусловно, некоторое представление о белорусской фотографии этот срез даёт, достаточно перечислить десяток «столпов» отечественной фотографии, принявших участие в проекте. С другой стороны, проект посвящен именно союзу, который является лишь сегментом, если говорить о белорусской фотографии, в целом.Комментировать или как-то оценивать собранные фотографии не входило в задачу проекта. Для показа был выбран принцип «облака». Это как просматривать таблоид и находить нужное, то изображение, которое вас зацепило.- Говоря о самом союзе фотографов… В чем вы лично видите плюсы членства? Насколько и кому сегодня важно ощущать себя частью какого-либо объединения?- Для меня плюсы членства в союзе должны состоять в получении и обмене информации, коммуникации (выставки, публикации, обучение), а также в некоторых финансовых вопросах. Я говорю «должны», так как союз в его новом виде и смысле является достаточно молодым объединением, которое только начинает набирать обороты и проявлять активность после долгой паузы.Безусловно, у каждого творческого союза имеется свой статус, который постоянно нужно поднимать, зарабатывать авторитет, предлагая его членам какие-то выгоды (иначе зачем в него вступать?). Но в то же время у каждого, уверен, есть и свои проблемы. Я принципиально не вступаю в другие союзы, мне бы со своим разобраться.- Увидеть свои снимки в «Vortex» – престижно, приятно, или … ?- Видеть свои фотографии и своих коллег мне, безусловно, приятно, но проект есть проект (помните о винегрете). Была предложена структура проекта и поставлены условия, далее всё создавалось согласно регламенту. Судя по отзывам, результат получился положительным.
Фото: Виктор Ведень
- Стену с проектом было решено установить рядом с самой концептуальной и смелой негосударственной площадкой в стране – галереей Ў. Почему такое решение, почему не НЦСИ, Палац мастацтва или любое другое менее провокационное место? Насколько вы, как автор проекта, могли влиять на выбор места? Была ли это ваша идея? И, если да, то какую публику вы таким выбором пытались привлечь?
- Мною было предложено несколько возможных мест для показа. Окончательный выбор был сделан экспертным советом, и этим выбором я остался доволен – концептуальный проект рядом с галереей современного искусства. Каждое место имеет определённый контекст и может добавлять свой «оттенок» при восприятии проекта. В данном случае место выбрано идеально – открытое городское пространство для проекта общественного объединения фотографов. Его может увидеть любой желающий или случайный прохожий. Визуальная часть была специально адаптирована для городской среды.- Какого рода обратную связь вам бы хотелось получить от зрителя? Как она могла бы отразиться на отношении к вашему объединению? Что рассказать публике о фотографии в Беларуси?- Проект задумывался как коллективная инициатива, а также с целью популяризации союза и его членов. Индивидуальные проекты и сборные выставки имеют, как правило, определённый вектор, собственную тематику, свою целевую группу. В данном же случае нет общей темы, нет стилевого единства и проект рассчитан на любого зрителя, на отдачу и взаимодействие, просто знакомство. Как узнать о союзе, если о нём никто ничего не слышал?- Как возникла идея сотрудничества с «Месяцем фотографии в Минске»?- В данном вопросе – это была инициатива МФМ, за что – огромное спасибо! Ценим, любим.
Беседовала Ольга Бубич
С виртуальной частью проекта «VORTEX PREVIEW» можно познакомиться прямо сейчас - vortex.photounion.by
* Официальное название - Белорусское общественное объединение фотографов.обсудить на форуме zнята