Мануэль, в вашей биографии большое место занимала и занимает музыка. Вы учились игре на барабанах в L‘Ecole Dante Agostini в Дюссельдорфе. Последние ваши инсталляции обязательно сопровождает музыкальное оформление, которое, кстати, вы сами и сочиняете. Когда и почему произошёл переход от музыки к фотографии?
На самом деле, меня всегда интересовали обе эти сферы. Всю свою сознательную жизнь я полноценно работал и как фотограф, и как музыкант. Но постепенно фотография стала инструментом, возможностью говорить на определённые темы. Поначалу это было обычное желание фиксировать отдельные моменты. Не фотографировать, а именно фиксировать. Как в английской идиоме – «take pictures». Сейчас это способ исследования окружающей среды, в частности – постиндустриального пространства в Германии.
Фото из серии «Off playground», 2002
Главные фотографические навыки я получил в рекламном агентстве, где работал около 15 лет. Именно там я осознал, что всё, что мы видим в рекламе, на плакатах, билбордах, не имеет ничего общего с реальностью, потому что является результатом исключительно дизайна и фотошопа. Рекламное агентство научило простому правилу: ты никогда не получишь то, что видишь. После этого я начал работать самостоятельно над своими фотопроектами и идеями.
Вы упомянули тему постиндустриального пространства. Объекты архитектуры, а также отношения между этими объектами и людьми встречается во многих ваших фотопроектах: «Underconstruction», «Wasteland», «The sun rises in the east», «Off playground»...
На моих первых фотографиях были старые заводы, фабрики, дома – всё, что можно увидеть во время обычной прогулки. Благодаря солнечному свету и теням объекты менялись, приобретали контраст. Мне нравились такие метаморфозы: реалистичный пейзаж трансформировался всего лишь под воздействием света и тени.
Сегодня взаимодействие людей и архитектуры – главная тема моих исследований. Например, в проекте «Under construction» я сопоставил параллельные миры латвийских постсоциалистических жилищных объектов с городскими жилищными проектами Германии. В их мрачной железобетонной эстетике я пытался найти и отразить место человека. В странах Восточной Европы присутствует тень Сталина (в Германии – тень нацистов)… Знаете, к чему в итоге пришёл? Сила такой архитектуры в том, что под её невидимым влияние человек чувствует себя маленьким, уязвимым.
Фото из серии «Under construction», 2014
Вы давно путешествуете и изучаете регионы Восточной Европы. Какими вы видите местных жителей, тех, кто непосредственно является постиндустриальным обществом?
Я работал в Латвии на протяжении 4 лет. Беларусь я посетил впервые три года назад. И вот какое поразительное сходство я обнаружил: своей аутентичностью, естественностью и латыши, и беларусы напомнили мне немцев. Конечно, те, кто живёт в столицах (Риге, Минске, Берлине), несколько отличаются от остальных жителей. У них свой стиль поведения, манера одеваться, разговаривать, но, опять же, мы им дело с фикцией, потому что их настоящий дом (квартира) почти всегда кардинально отличаются от их внешнего «образа». В малых городах такого нет: там люди такие, какими являются на самом деле.
Над чем вы работали, находясь в Минске?
Проект посвящен обычным людям и их занятиям в свободное время. Я специально выбирал дальние районы города (не центр), чтобы показать контраст двух миров – центра и окраины. Потому что, как я уже сказал, центр – это один мир. Здесь свои правила, манеры. Вот мы тут сидим, пьём кофе, беседуем, отдыхаем, а в каком-нибудь спальном районе мужчина будет чинить машину у себя во дворе или хозяйка развешивать белье – это тоже свободное время, но другое.
Из серии «The sun rises in the east», 2015
В Минске вы уже демонстрировали свои фотопроекты. Один из последних – видеопроект «Уйти по-английски»: размышление о рекламе и ее образах, которые окружают нас повсеместно. Новый проект, открытие которого запланировано на октябрь, также будет в жанре социальной фотографии?
Проект «Купол» – это концептуальная арт-инсталляция, куда войдут фотографии, видео-арт записей систем скрытого видеонаблюдения и звуков. Этот проект – моё размышление над впросами тривиальных и подсознательных механизмов, функций и сфер влияния самой массовой мировой религии – капитализма. Мне интересно показать так называемое истинное лицо капитализма, когда люди становятся зависимыми от вещей.
Из серии «The sun rises in the east», 2015
А какое оно, поведение и сознание потербителя?
Мы все понимаем, что сегодня в интернете наблюдается переизбыток информации, миллионы и миллионы фотографий появляются каждый час. Именно поэтому главный вопрос на сегодня: что делать с таким огромным количеством снимков, которое мы не в состоянии посмотреть.
Одна из тем моих лекций «Что есть изображение?». Почему людям необходимо показать свою жизнь, в том числе и личную. Один из вероятных ответов, на мой взгляд, – одиночество. Интернет-коммуникация как бы заменяет им реальное общение, но не являет таковым по сути. Это не работает и не помогает.
Такой переизбыток визуальной информации сказывает и на фотографии в целом: снижается порог входа. Каждый, кто имеет смартфон со встроенной мало-мальски хорошей камерой, может считаться фотографом, «производителем картинок»… Если вы хотите работать в социальном искусстве, вы должны стремиться к уменьшению.
Из серии «Wasteland», 2005
Вы присутствовали на открытии выставки «Артерия» – выставке молодых беларуских фотографов, проводили несколько мастер-классов и воркшопов наверняка посещали другие фотографические события Минска… Как вы охарактеризовали для себя современную беларускую фотографию?
Во-первых, она более экспрессивная, эмоциональная, в отличие, к примеру, от современной немецкой. К сожалению, вашим молодым фотографам негде выставляться и, как результат, маленький шанс быть увиденными. Многие беларуские кураторы и фотографы жалуются на недостаточно развитое образование в данной сфере. С другой стороны, во многих зарубежных образовательных учреждениях от студентов требуют только одного: копировать, копировать и копировать.
В «Артерии» я увидел, что многие фотографы только находились в поисках себя… Но чтобы интегрироваться в фотографию, в частности, В социальную фотографию, – нужно выходить на улицу. Именно этого – выходить на улицу и снимать – я требую от своих студентов во время воркшопов. Поразительно, но очень многие боятся. Чего, спросите вы. Реального общения.
В заключение, что для вас фотография?
Фотография для меня – это прежде всего инструмент. Не важно, как ты работаешь с камерой, какая у тебя камера – важно лишь то, как и что ты видишь через камеру.
Беседовала Анна Гринкевич