Внимания критиков и потенциальных покупателей достойны концептуальная и визуальная стороны проекта. В «Gene BY» фотохудожница работает с коллажами, выполненными в технике литографической печати. А как материал для «сборки» она задействует изображения народных орнаментов и интернет-архив сайтов, на которых беларусы продают и приобретают использованные вещи. Получившиеся принты Ольга Савич описывает как «смысловой паззл», позволяющий ей работать с темой самопрезентации современного жителя Беларуси. Слои узнаваемых фигур пересекаются и наслаиваются на древние символы, чье сакральное значение часто остается скрытым или не до конца изученным в наши дни. Несмотря на внезапность смыслового перекрестка, микс выглядит гармонично, а орнаменталистика отсылает к славянским традициям украшать стены домов коврами и домоткаными покрывалами с узорами.
Максим Шумилин
Появление на «Осеннем салоне» двух фотографий и фотокниги «Алексиада» Александра Веледимовича – скорее эксперимент, нащупывание почвы, чем понятный жест галеристов ZНЯТА. Теоретик, осторожный и внимательный к деталям практик, основатель и преподаватель «Витебских фотомастерских», а с недавних пор – еще и писатель, Александр отличается узнаваемым визуальным стилем и стойкой приверженностью к портрету – жанру, где ему удалось достичь значительного успеха. На первый взгляд простые, а, при ближайшем рассмотрении, сумасшедше сложные, они принимали участие в выставках в Париже, Берлине, Сиэтле, Варшаве, Белостоке, Минске и Витебске и явно уже могут претендовать на формат увесистого тома на теме психологии «коллективного лица» беларусской молодежи. Однако, как отмечают многие иностранные галеристы, коммерческий успех жанра портрета – вопрос сложный. Так что несмотря на то, что «Аня и Гриша» в плащах и мишкой-летчиком – идеальная игривая иллюстрация статьи о партизанской культуре и неулыбчивости беларусов, сложно представить ее в качестве долговременного финансового вложения. Особенно, если покупатель пока не является страстным коллекционером беларуской фотографии периода нулевых.
«Красная конница» Александр Веледимович
Кстати, фотография «Красная конница» уже была замечена иностранными специалистами и в 2016 году приняла участие в групповой выставке «Keep your eyes peeled» в берлинской галерее «aff».
Менее деликатная реплика – одна из работ фотографа и преподавателя «ФШ1» Андрея Дубина, сыгравшего в переодевание в духе известных обложек журнала «Караван историй». Поводом для маскарада стал музейный (а теперь и кинематографический) хит – полотно «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера, а новизну и оригинальность автор попытался проявить заменой известного пунктума голландца на ключ. Другие отличия от классика – обнаженность модели Дубинина и появление вокруг ее шеи целлофанового воротника. Опять же, ввиду невысокого коммерческого потенциала фигуративного искусства, в частности портрета, и популярности приёма «маскарада классических сюжетов», пока сложно прогнозировать высокий интерес к этой работе.
Андрей Дубинин
Более коммерчески привлекательными выглядят две работы Андрея в стиле «ню», которые мы также встречаем на «Осеннем салоне». Однако, понимая активность обсуждения гендерного вопроса в Беларуси последние годы, относительно этого жанра (особенно, если речь идет о репрезентации обнаженного и обезличенного женского тела) я бы не стала спешить с оптимистичными прогнозами. Технически, работы выполнены мастерски, но сюжетные и композиционные составляющие могут быть более интересными – в портфолио [6] этого автора есть более гармоничные и коммерчески-привлекательные работы и серии, которыми, определенно, заинтересовались бы клиенты среднего уровня достатка, желающие добавить свежий акцент в интерьеры своих квартир или офисов.
Галерея ZНЯТА представлена в рамках Салона на довольно скромном по размеру выставочном пространстве. Тем не менее кураторы представили широкий и, в общем, удачный выбор беларуских авторов: от концептуального проекта «Gene BY» и искусствоведчески любопытной «Красной конницы» до интерьерных и эстетически приятных поэтических зарисовок и костюмерных метаморфоз. Хочется надеяться, что участие в ярмарке частных галерей, работающих с жанром фотографии станет доброй традицией и привлечет к проекту зрителей с разным уровнем достатка и растущим интересом к жанру.
Текст Ольги Бубич