«Pax Sovietica»: выставка как взгляд в прошлое

«Pax Sovietica»: выставка как взгляд в прошлое

Выставка молодого фотографа Георгия Капустникова, приуроченная к 100-летию Октябрьской революции, открыта в Национальном центре современных искусств до 25 ноября. «Pax Sovietica» ‒ это поиски отголосков советской эпохи в современном мире, которые вылились в большой проект из 200 фотографий.

В XXI веке подобной экспозицией никого не удивишь. Советская эпоха не только не забыта, но и продолжает преследовать своего человека в виде многочисленных зданий и бронзовых монументов. Георгий Капустников ‒ которого ласково называют «Гошей» как родственники, так и работники НЦСИ ‒ представил зрителю свой взгляд на ту страну, в которой он прожил всего четыре года. Это взгляд человека молодого поколения на опыт поколения прошлого, который хоть и может быть непонятен в силу возраста, однако очень интересен своей историей и тем, что от нее осталось.
На стенах выставочного павильона ‒ около 200 фотографий, большая часть из которых ‒ только детали развалившегося мира. Это части громоздкой архитектуры, бронзовые лица, покрытые толстым слоем патины, ржавые конструкции на фоне псевдоромантических закатов, необычно яркая мозаика, природа и мертвый серый бетон ‒ вечно живые останки советского прошлого.
«Георгий смотрит на это и как художник, и как сторонний наблюдатель. Он ездит по стране и запечатлевает отголоски того времени: старые здания ‒ живые или полуразрушенные, предметы быта… От этого у него сложилось свое очень личностное представление о мире, он практически создал для себя эпоху. Да, его видение не всегда будет совпадать с видением людей, которые это пережили, но он пытается все осмыслить, посмотреть глобально, сопоставить и передать образ, ‒ поделилась впечатлениями директор Национального центра современных искусств Наталья Шарангович, ‒ Я не могу отнести эти фотографии к какому-либо определенному жанру. Это очень эмоциональные снимки. Если вернуться к давнему спору о том, является ли фотография искусством, то здесь я бы сказала, что фотография становится искусством именно тогда, когда в ней есть взгляд художника и та эмоция, которую он сумел передать. Поэтому я отношу эти кадры к очень хорошему срезу профессиональной фотографии».
Директор Национального исторического музея Олег Рыжков признался, что ему очень грустно за опыт молодых людей, поскольку они никогда не смогут полностью прочувствовать ту атмосферу, в которой жил он и многие другие представители его поколения. «В своей жизни я не заметил сильного перехода из одной эпохи в другую. Здесь фотографии выглядят такими статичными, будто в один момент все замерло... Я считаю, что молодым людям нужно давать больше возможности участвовать в подобных проектах: когда для них это эксперимент, для нас ‒ интересный взгляд на будущее».
В подготовке к выставке Георгию помогала его сестра ‒ художница Жанна Капустникова. По ее словам, она не совсем согласна с посылом на фотографиях брата, однако считает его работу очень честной: «Только Гоше и его ровесникам удастся сохранить и донести следы прошлого. У старшего поколения другое отношение к тому времени ‒ более реалистическое, у молодого – фантастическое».
Также Жанна рассказала и о концепции экспонирования работ Георгия, автором которой является дизайнер Олег Дольников ‒ он работал и над первой выставкой Капустникова. Для экспонирования была выбрана основа из гофрокартона. «Тема фотографий, ‒ комментирует Жанна, ‒ не требует «топового» исполнения. Мы пробовали разные материалы: пенокартон оказался хрупким, пластик очень дорогим и помпезным, поэтому решили оставить гофрокартон, который использовали раньше. Мы поняли, что эта основа больше подходит тому, что изображено на фотографиях. Некоторые снимки даже наклеены на ребристую изнанку специально, чтобы была видна текстура материала».
Сам автор выставки относится к такой идее довольно скептически, точно также, как и к своему признанию фотографа: «Фотограф снимает на профессиональную технику, не клеит свои работы на картон… Для меня это слово слишком громкое. Я стараюсь не делать какие-либо заявления в публичном пространстве, наверное, даже из уважения к обществу, которое там находится. Я не считаю себя фотографом, мне близко слово «наблюдатель»».
200 снимков, представленных в экспозиции, были выбраны из нескольких тысяч, однако и среди окончательной выборки Георгий выделил для себя самую любимую работу ‒ мрачный бетонный триптих ‒ памятник советским труженикам. «Для меня это рассказ о бессилии, по большой части моральном, которое переживают многие. И чтобы найти эти силы, люди, отчаявшись, начинают их красть везде, где только возможно. Для меня этот триптих ‒ сообщение о том, что в мире есть другие источники, с которыми можно подружиться и завоевать их доверие», ‒ рассказал Георгий.
Выставка Георгия Капустникова «Pax Sovietica» открыта в Национальном центре современных искусств на проспекте Независимости, 47, до 25 ноября (время работы выставки продлено на неделю). 
Текст: Анна Шарко
Фото: Вероника Вельб
обсудить на форуме zнята