Эта фотография была сделана 14 июня 2017 года в 21:04.
Было холодное лето. Мы не пошли в пиццерию и не взяли с собой каберне. Мы гуляли по парку и пили ром. Фотографировали без остановки. Я хотел сохранить каждую минуту этого дня. Законсервировать время. С каждым щелчком затвора, с каждым выпитым глотком рома мы уходили все дальше и дальше, в не найденные ранее уголки, казалось известного нам и исхоженного вдоль и поперек парка. Мы удивлялись и радовались новым открытиям. Невероятно красивым местам, сочетаниям цветов, свету уходящего солнца, цвету васильков, перевязанных коралловой лентой. Мы бежали по дорожкам, тропинкам, уже опадающим от летнего холода листьям. Возле большой воды мы встретили собаку, которая, как кот, бежала сама по себе. Странная большая собака, подумали мы тогда и побежали счастливые дальше.
Я снова увидел эту фотографию тридцать первого декабря, когда пересматривал личные, почти интимные, карточки того дня. Только в этот момент, случайно на неё наткнувшись, я понял, что навстречу мне бежала сама судьба. Образ года собаки, в котором я обречен постоянно искать утерянный след. Для меня в этой фотографии квинтэссенция истории о потерянном счастье, которое не вернуть, как бы я не старался. В день, когда в городе было зафиксировано самое большое количество осадков за всю историю метеонаблюдений, она умерла. Я бегу по следу.
Фото: Виктор Сеньков
Из проекта «Свидетель», 2015-2017 года.
Я выбрала эту фотографию из проекта «Свидетель» потому, что, во-первых, она красивая, а во-вторых, на ней есть снег, которого так не хватает сейчас. Над этой историей я работаю уже несколько лет. Она о небольших городках недалеко от Минска, об очень близкой провинции, которую я отчаянно пытаюсь понять, но единственным признаком которой, все еще является отсутствие чего-либо, за что можно зацепиться. В этом проекте со снимками и пространством постоянно случаются ошибки, я учусь встречать их с интересом и благодарностью.
Фото: Александра Солдатова
В начале июля, закупив продуктов, привезли трёх внучат на дачу, чтобы они пожили хотя бы неделю без планшета и телевизора. Рыночные абрикосы оказались твердыми, выложила их на подоконник дачного окна, чтобы дозревали на солнышке. В один из дней нашего совместного с внуками отдыха пошёл ливень, я выбежала во двор снять с верёвки сохнущее детское бельишко, оглянулась... В окне увидела внука Захария с персиком у щеки. Забежала в дом и кричу ему: «Не шевелись! Я тебя сейчас сфотографирую!»!
Дети привычны к причудам фотографа бабушки, поэтому, когда снимала под проливным дождём в окне «мальчика с персиком», он не шевелился. После фотосъемки внук сказал, что ему показалось, когда я забежала с улицы в дом и крикнула: «Не шевелись!», чтобы буду ругать за персик. Он откусил от него кусочек и с удовольствием обглодал незрелый плод до косточки. Портрет не постановочный, в фотографии очарование летнего дождя и мечтательность мальчика, который вот-вот переступит за порог своего детства и станет красивым юношей. Этим мне портрет и запомнился, считаю его лучшей своей фотографией за прошлый год
Фото: Наталия Дорош
Бекстейдж показа новой коллекции бренда Candy Lady на Belarus Fashion Week.
Минск, 12 мая 2017 года.
Не прошло и двух недель, как после нескольких лет работы фоторедактором я официально снова стала фотографом. Я была очень рада, что съемка бекстейджа досталась мне. Таких съемок, где ты работаешь один и можешь побаловаться с техникой и ракурсами – у нас давно не было. После нескольких часов работы мне надо было куда-то спешить, но ощущения, что самый главный кадр снят, у меня все не было. По пути к выходу я заметила маленькую девочку, которая тянула взрослую модель за руку. Я начала следить за ней через видоискатель и в какой-то момент сделала несколько кадров. Еще не глядя, что получилось, я почувствовала, что «снято» и можно смело бежать дальше по делам. Этот кадр сразу с камеры я отправила новому фоторедактору Юле Волчёк для затравки.
Сейчас на этот и другие кадры меня и моих коллег года можно посмотреть на выставке фотослужбы TUT.BY до 18 января.
Фото: Ольга Шукайло
Галерея «Blique», 22 декабря 2017 года.
Выставка-продажа авторской фотографии Minsk Photo Weekend.
Фото: Дина Данилович
Наверное, все, кто хоть раз были в Праге, видели оригинальную конструкцию, изображающую вращающуюся голову Франца Кафки.
Огромная скульптура сделана из отполированных до зеркального блеска движущихся металлических дисков, потому с лицом писателя происходят постоянные метаморфозы. Сделать два одинаковых снимка этой достопримечательности просто невозможно, поэтому каждый день возле нее собираются толпы туристов и фотографов. Мое внимание привлекли две маленькие девочки возле зеркального постамента скульптуры, рассматривающие отражения. В какой-то момент в зеркале отразились фигуры двух взрослых девушек, и я нажала на кнопку затвора.
Фото: Надежда Дегтярева
Даша Бубен и Катя Шумак
Без названия, 2017 год.
Самая запомнившаяся и важная фотография для меня в 2017 — это мой портрет, снятый в коллаборации с Катей Шумак. Я отвечала за концепцию снимка, образ, настроение, а Катя идеально воплотила это на пленке.
Сначала хотелось просто зафиксировать свое состояние, в определенный момент жизни. Но значимость фото стала очевидна, когда я опубликовала снимок в соцсетях — Facebook и Инстаграм с небольшим боди-позитивным текстом, о любви к своему телу. Эффект был неожиданным. Наряду с большим количеством позитивных сообщений и комментариев, слов благодарности, на меня вылилось столько критики и негатива, доходящих до личных очень агрессивных сообщений от незнакомых людей. Меня это, конечно, обрадовало, потому что поводов для борьбы со стереотипами о том, что красиво, что правильно, что разрешено, а что нет, меньше не становится, а значит всем нам — фотографам и художникам —есть с чем работать.
Фото: Даша Бубен, Катя Шумак
В Минске праздновали день пионерской организации. Тут я увидел девочек в советской школьной форме. Начал их снимать, как будто в прошлое вернулся. Но на этом прошлое не закончилась. Они начали играть в «резинки».
Фото: Владимир Гридин
В одном психоневрологическом интернате. Самая тяжелая морально для меня съёмка в прошедшем году, которая показала, что есть искренняя радость и теплота в людях.
Фото: Александр Саенко
9 мая 2017 года в Гродненской области.
Повезло увидеть красивое явление: свежевыпавший, на прогретое солнцем поле, тонкий слой снега таял и, испаряясь в облако, закручивался в маленькие смерчи.
Фото: Анна Иванова
Это фотография из серии «Холодная Весна», которая рассказывает о весенних протестах 2017 года. На ней разбитая машина активиста Дмитрия Дашкевича после задержания накануне Дня Воли.
Напряжение, висящее в воздухе последние несколько лет, ощущение опасности, сдерживаемая агрессия силовых структур во время редких уличных акций, все это в какой-то момент получило своё непредсказуемое и пугающее развитие. Аресты, обыски, сфабрикованное дело «Белого Легиона», нагнетание страха и брутальная демонстрация силы 25 марта.
Мне нравится эта фотография, потому что она передает то, как все происходило – скрыто, жестко, вдали от журналистов и лишних глаз. Она фиксирует необратимость состояния «после», когда невозможно стать очевидцем, но можно успеть увидеть последствия.
Фото: Максим Сарычев
Сложно выбрать одну фотографию. Покажу одну из проекта, над которым было интересно работать.
Юная гимнастка Полина Сланчевская в проекте «Анатомия». Мы хотели показать, как меняется человек за время профессиональной карьеры. Для первой серии сняли трех гимнасток. Смотреть лучше все фото.
Фото: Александр Ружечка
18 марта, Севастополь.
Я снимал празднование третьей годовщины референдума, который не был признан ни кем в мире, но по результатам которого Крым вошел в состав России. Мероприятие это было вполне традиционным и скучным: с флагами, торжественными речами и тем, что обычно в программках называют «праздничные гуляния в парке». Я уже собирался уезжать, как вдруг увидел этого ребенка, он был экипирован точь-в-точь как те солдаты без опознавательных знаков, которые блокировали украинские военные части ровно три года назад. «Уменьшенная копия «вежливого человека» – шутили родители мальчика, им явно нравилось, что их творение привлекло внимание журналиста. Меня поразило, насколько реалистично и страшно на этом ребенке смотрятся военная форма и оружие, воссозданные в мельчайших подробностях. «Зачем?» – очень хотелось спросить родителей этого ребенка, но отснявшись я ушел, так и не задав этот вопрос. «Нам не нужно чужого, мы ни с кем не хотим воевать» – доносились слова песни из динамиков гуляющего города.
Фото: Вадим Замировский
Шчыра прызнацца, даволі складана вызначыць, які здымак для мяне быў лепшым у гэтым годзе. Год быў вельмі насычаным і пладавітым, як мне падаецца. Новыя знаёмствы і цікавыя прапановы па супрацоўніцтву, выстава ў Аўстрыі і плэнэр у Польшчы.
Перш за ўсё я працаваў над сваім праектам «Шэпт» і для мяне гэта праца была найбольш прыярытэтнай. Рэпартажы ж здымаў толькі для таго каб зарабіць грошы для сваіх невялікіх экспедыцый. Таму, з вашага дазволу, я буду выбіраць з тых здымкаў праекта, якія я зрабіў цягам 2017 года.
Яшчэ на этапе пошука інфармацыі і вывучэнні літаратуры аб традыцыйным беларускім знахарстве, мне сустракалася ўжо легендарная асоба шаптуна і знахара Долмана з Глыбоччыны. Пра яго шмат чаго казалі, і праўды і няпраўды. Лічылася, што ён быў рэпрэсаваны і памілаваны пасля таго, як вылячыў кагосьці з партыйных бонзаў. Жыў на хутары і лекаваў людзей ад раніцы і да вечара. Меў такую сілу, што мог словы з ветрам пускаць. Не рэдка людзі, колішнія яго пацыенты, згадвалі, як у той час, калі да яго зайшлі ў хату і ён пачына маліцца – хворым, якія чакалі дома на гаючую ваду за сотні кіламетраў у гэты час ўжо было лёгка і знакалі ўсякая хвароба.
Год таму я і не марыў, што патраплю на яго след і крыху дакрануся да легенды. Здавалася, што час бязлітасны да нашай традыцыі і мінулага, але пошукі і знаходкі гэтага года былі для мяне проста здзіўляючымі.
Неяк зусім выпадкова у адной з вёсак Віцебшчыны я патрапіў на бабку Я., добрага і шчырага суразмоўцу якім і мусіць быць сапрадны лекар. Ужо на развітанні ад яе я пачуў: «Можа ты чуў пра такога Долмана, га? Ну дык вот гэта ён мяне навучыў, ён быў маім родным дзядзькам, ад яго я і вучылася з маленства».
Пасля былі і новыя вельмі цікавыя і важныя здымкі і людзі, але вось гэта сустрэча мяне монца натхніла і дала сілы працягваць працу далей.
Фото: Сергей Лескеть
Для меня это фото 2017 года. Сделано в Монголии в мае.
Фото года оно стало конечно только благодаря событиям вокруг него. В тот день у нас был план посмотреть пустыню, мы полдня ехали до барханов и часа 3 гуляли по барханам. Весь день было пасмурно, много всего произошло, как это всегда бывает в дороге и к вечеру вся группа устала. Уже на дороге к ночёвке я заметил этот автомобиль в 50 метрах от дороги и мы к нему свернули. Я вышел сделать пару кадров, и через пару минут вдруг всё озарилось закатным солнце. Эмоции всего дня вырвались наружу, из нашей машины заиграла громкая музыка, и случилось пиковое состояние всего путешествия. Светопредставление длилось около получаса, но по ощущениям группы только ради этих закатных минут можно было отправляться в эту поездку. Минут 10 я старался запечатлеть на фотоаппарат всё вокруг, потом понял, что всё это бесполезно, отложил фотик и просто побыл не наблюдателем, а участником происходящего. Эта фотография прекрасный способ вспомнить тот вечер.
Фото: Егор Войнов
В прошлом году мне пришлось работать в качестве фотографа над фотопроектом ЮНФПА в Беларуси «Treasuring the time on your hands».
Итог проекта, это комплект из 12-ти черно-белых открыток со снимками рук и лиц пожилых людей и еще текстом.
Текст на английском и русском языках.
К слову, на английском мне как-то больше нравится.
Был еще снят видео ролик о том, как все это происходило.
Проект (в виде открыток) побывал в Португалии. Возможно, будет выставка и в Минске (но это уже связано с желанием и возможностями заказчика).
Только я не об этом я хочу сказать.
Это уже пройденный этап.
А хочу поговорить о портретах.
В начале у заказчика была идея снимать только руки (он с этим ко мне и обратился), ну а я предложил дополнить их портретами, что и было принято в итоге.
Снимать пришлось в цейтноте. Время и сроки поджимали. Чуть ли не конвейер образовался, но буквально на первой съемке понял - получается.
Естественно не все портреты вошли в проект. По разным причинам. Стилистика, цвет, формат и т.д. Остались неиспользованные дубли.
Как и этот цветной снимок.
Портрет Ларисы.
Простой женщины.
Каких часто встречаешь, идя по городу.
Что-то есть в этом лице обобщающее или объединяющее многих беларуских женщин.
«Сціпласць» может.
Не знаю.
Но хочется продолжить съемку таких портретов.
Портретов без ретуши.
Что бы видна была прожитая жизнь.
Фото: Вадим Качан
Был очень насыщенный событиями год. Почти весь его провел в работе по фотошколе, а потому, кажется, что особо не отлучался из Минска. Ха-ха! Успел организовать и съездить в феврале в путешествие на парусном катамаране по заповедникам Тайланда, попасть на танцевальные приключения в Одессе и Львове, устроить достаточно безумные фотозоны на десятке мероприятий в Минске. Вместе с БООФ поучаствовать в выставках и лекциях, продать ещё несколько снимков коллекционерам, а ещё больше в интерьеры и с фотостоков. И все это параллельно с организаторской и преподавательской работой по ФШ1 – ежедневными лекциями и курсами по фотографии. В этом году мы уже готовы к проведению своего фотографического фестиваля.
Поэтому фотографию я выбрал именно эту, простую и незатейливую, снятую в Бангкоке на телефон, но отражающую своей динамикой мой 2017 год. Постараюсь следующий год провести ещё активнее!
Фото: Андрей Дубинин
10 декабря 2017 года внезапно выпал обильный снег. Приехал в Вязынку и зажмурился от великолепия – такой чистоты и свежести давно не видел. После съёмки шёл на электричку и параллельно со мной шли на станцию и жители деревни. Пока доставал камеру из кофра – они «вышли из кадра». Решил ещё немного подождать и вдруг появился человек на костылях. Я его знаю, зовут тоже Валера. Кадр сложился сам собой. Контраст прекрасной, безразличной природы и судьбы человека.
Фото: Валерий Ведренко
Фото из замечательного латвийского города Лиепая.
Часть лета я провел с семьей в этом курортном городе - это было лучшее время в ушедшем году.
Лето выдалось холодным и отдыхающих было совсем мало. Для меня это было приятным бонусом, хотелось тишины и отдохнуть от общения.
Прошедший год во многом был заполнен делами общественными - много разговоров, встреч, дискуссий. Всё это связано с должностью председателя союза фотографов.
Сидя на берегу моря и глядя на то, как ветер засыпает песком всё вокруг, на физическом уровне чувствуешь как время летит и как песком засыпает слоями дел и забот.
***
Как это было год назад: Беларуские фотографы вспоминают 2016 год