Добрый вечер, Мария! Как ваши дела?
Довольно неплохо. Нескучно кругом.
Вы известны как автор, занимающийся преимущественно аналоговой фотографией. Расскажите, что она значит для вас?
‒ Для меня аналоговая фотография обладает тем диапазоном, который мне нужен, как средство выражения. Также мне важен сам процесс, именно в процессе работы над фотографией или проектом можно выйти за те грани, которые недоступны человеку по своей природе. В таком «рабочем состоянии» я чувствую себя по-настоящему свободной, находясь вне условий самой жизни с ее ограничениями – временем, отношениями, людьми и т.д. В некоторой степени фотография – это путь, и честность на этом пути ведет к более полному пониманию себя и к другим откровениям в целом.
Фото из проекта «Marionetta»
Как вы пришли к аналоговой фотографии? Был ли у вас наставник?
‒ Когда училась в Академии искусств, у меня был достаточно большой опыт в сфере коммерческой фотографии: репортажные съемки, fashion, работа в рекламном агентстве и журналах и т.д., я могла выбирать, но это был всегда компромисс. Не в свою пользу, как автора. И когда Альберт Цеханович впервые показал мне, что фотография может быть не частью дизайна, к примеру, а самостоятельным произведением искусства – я сразу сделала свой выбор. Помню, как поразила разница между серебряным оригинальным отпечатком и цифровым. С этого момента меня захватила фотография: я стала индивидуально обучаться у Альберта классической фотографии и альтернативным фотографическим процессам. Это время бесценно, т.к. я получила не только теорию и практику, связанную с фотографией, но и необходимую среду и понимание: Альберт открывал интересных авторов не только в фотографии, но и в кино, литературе, музыке.
Также в Академии я занималась параллельно и социальной фотографией. Думаю, в такой фотографии есть риск потерять себя, как автора. Часто фотографы работают над социальными проектами не потому, что им важна эта тема, а потому что она сейчас актуальна и сделает их «кричащими» авторами. Это легкий способ заявить не так о проблеме, как о себе. Когда фотограф перестает видеть в другом человеке человека, а использует его как объект для достижения собственных корыстных целей ‒ это, мягко говоря, не этично. Мне доводилось лично общаться с «жертвами» таких фотопроектов и в сфере документального кино тоже. Убедительные социальные проекты рождаются, когда это становится долгом сердца автора.
Фото из проекта «Marionetta»
Вы долгое время работаете с гум-бихроматной печатью. Почему вы остановились именно на такой технике?
Я бы не сказала, что остановилась. Я постоянно меняюсь. Некоторые свои проекты вижу в различных способах выражения, которые связаны не только с гум-бихроматной печатью и даже не с фотографией. Мне кажется, можно подобрать какие угодно инструменты, главное, чтобы они были созвучны внутреннему наполнению автора и были максимально выразительными для него. Последний проект «Marionetta» выполнен в гум-бихроматной печати, и здесь техника исполнения неразрывна связана с самим сюжетом проекта, который родился из наблюдений за кукольным искусством. Процесс создания работ такой же неспешный и трудоемкий, как и работа мастера-кукольника. Технология требует погружения автора на всех этапах создания изображения.
Вы три года работали над проектом «Marionetta» в Театре кукол. Какие выводы сделали для себя за это время, что изменилось в вашей жизни?
‒ С детства я мечтала попасть в закулисье кукольного театра. В течение всего этого времени я наслаждалась тем, в какой ситуации оказалась, пыталась ее прочувствовать, осмыслить посредством фотографии. Восхищалась тем, как художники-кукольники в одной маске могут запечатлеть всю историю человека. С появления самой первой куклы люди пытаются познать себя, спроецировать свою жизнь, это такой же способ увидеть себя изнутри, как и для меня – только через фотографию. И сам театр – это такая сокращенная до одного вечера метафора бытия, одного из вариантов.
По сути, театральная кукла – это вопрос о душе, неразгаданная тайна жизни, вечный вопрос. Я думаю, куклы останутся с нами навсегда, т.к. являют собой пример перехода из неживого в живое, эту грань и хотелось запечатлеть в своем проекте.
Все поиски и выводы – в самом проекте «Marionetta», в той форме, в которой наиболее полно я могу донести свои ощущения и опыт, в фотографии, а не в словах.
Фото из проекта «Marionetta»
‒ Ваша фотография вошла в 100 лучших оригинальных фотографий РОСФОТО, поступивших в собрание с 2002 по 2017 год. Что для вас значит РОСФОТО и как вы отреагировали на это новость?
‒ Конечно, для меня большая честь, что мои работы хранятся в коллекции РОСФОТО. И тот факт, что одна из работ вошла в 100 лучших на юбилейной выставке музея такого серьезного уровня, был неожиданностью.
Работа Марии Боне (слева) на выставке РОСФОТО
В этом январе вы начали проводить мастер-классы. Зачем люди посещают такие мероприятия, и есть ли какой-то результат?
Инициатор проведения серии мастер-классов по старинным методам фотопечати – галерея «Арт-Беларусь». Для меня это был новый опыт, но я доверилась организаторам и была невероятно удивлена количеству заинтересованных людей на первом мастер-классе по цианотипии – желающих было в несколько раз больше, чем предполагалось. В связи с этим по просьбе галереи я провела повторный мастер-класс, на который мы даже не открывали запись в социальных сетях. Думаю, такой интерес связан с тем, что человеку хочется прочувствовать процесс, оказаться в осязаемой реальности, а не цифровой. Дело даже не в старинной технике, а в возможности ее использования как авторского выразительного средства. Фотограмма, например, открывает широкие возможности для творчества – каждый участник приобретает опыт создания образа из простых реальных предметов.
Планируете ли вы какие-нибудь новые проекты?
Я просто работаю, потому что, не находясь в этом состоянии, сложно жить. Если будет результат – он будет представлен на выставке. Выставка имеет большое значение для меня ‒ это итог работы, возможность отобрать важное, осмыслить весь процесс. Если я работаю над определенной серией, то сама отбираю материал, ориентируясь на свое восприятие, на то, где максимально выразительно получилось передать свои ощущения от какого-то явления в жизни, свой опыт. Если фотография авторская ‒ только автор принимает решение.
Для кого я это делаю? Прежде всего для себя. Но, если честно, когда уходишь целиком в процесс – становится ни до себя, ни до других.
Текст: Анна Шарко
Фото с персонального сайта Марии Боне: maria-bonet.com
«Как дела?» с Екатериной Кузьмичёвой: «Это искусство – уметь снимать и продавать себя»