«Как дела?» с Евгенией Мужевой: «Нужно уходить от съемки «от окошка», развиваться и делать что-то свое»

«Как дела?» с Евгенией Мужевой: «Нужно уходить от съемки «от окошка», развиваться и делать что-то свое»

Евгения Мужева – известное имя в беларуской fashion-индустрии. Профессиональный фотограф, постоянный член жюри фотоконкурса «Мельница Моды», основатель интернет-журнала о моде и искусстве «Maison Carree» с недавнего времени успешно справляется еще и с функцией мамы.

О том, как вовремя понять, что жизнь проходит мимо и начать заниматься своим делом, о работе в команде и вдохновении в нашей беседе.

Как дела, Евгения?

Все отлично!

Вы сейчас находитесь в декретном отпуске, живете далеко за городом. Как переезд повлиял на вас как на фотографа?

Честно говоря, появилось второе дыхание: очень хочется фотографировать. Огромное количество планов и идей. Периодически езжу в Минск и снимаю, но не часто.

С чего началась ваша карьера фотографа?

По образованию я юрист. После того, как окончила БГУ, уехала в Москву работать в большую корпорацию программным менеджером. У меня была насыщенная офисная жизнь, пока в один прекрасный момент я не поняла, что просто задыхаюсь. Было ощущение, что жизнь проходит мимо, а я ничего не делаю и не вижу – только сижу в четырех стенах и все. Тогда я уволилась, вернулась в Минск, купила фотоаппарат и начала фотографировать. Это был 2008 год.

До университета я была моделью в одном из минских агентств, сотрудничала с Белорусским центром моды, то есть была в fashion-тусовке. И вполне логично, что фотографировать начала именно моделей.

Ходили на какие-нибудь специализированные курсы?

Базовые курсы по фотографии прошла еще в Москве. В Беларуси училась у Блинова при народном фотоклубе «Минск». Что касается съемок в стиле fashion, то дальше училась (и продолжаю учиться) самостоятельно.И обязательно хожу на мастер-классы более опытных коллег. В Минске достаточно много информации по нашей профессии. Главное иметь желание развиваться.


Фотограф: Евгения Мужева

Вы работаете в fashion-фотографии уже более 10 лет. Изменилось ли направление за это время? Какие существуют тенденции?

Если еще добавить мой модельный опыт, то и все 20! Просто сначала я была по одну сторону камеры, теперь – по другую.

Недавно в Минске прошла выставка, посвященная беларуской fashion-фотографии, начиная, кажется, с 80-ых годов прошлого века. Честно говоря, я не вижу особой разницы между тем, что снималось тогда и сейчас. В рекламной фотографии существуют определенные требования, как должен выглядеть продукт, и фотограф должен им следовать.

Что касается тенденций, в последние два года наши стилисты и фотографы подхватили европейские веяния в съемке моды. В первую очередь, это возврат к пленке и естественному освещению либо его имитация в студийных условиях. Появилось много хороших рекламных фотографов, профессиональных стилистов. Чтобы отснять коллекцию, теперь не нужно ехать за границу.

Что вас вдохновляет, как фотографа?

Фотографы все же визуалы, поэтому меня вдохновляет все, что связано с образами и картинками. Вдохновляет хорошее старое кино. Я люблю устраивать кино-марафоны. Последний такой марафон был с фильмами Пьера Ришара. До этого был Хичкок. Из фотографов отмечу Паоло Роверси.

В июне прошлого года у вас прошла выставка с довольно философским названием – «Мое вчера сегодняшнее завтра». Расскажите про концепцию и саму выставку.

На самом деле у меня произошла переоценка ценностей. Во время отбора работ я поняла, что в начале своей карьеры фотографа я много снимала так, как хотела. Потом была коммерция, какая-то бешеная гонка за трендами, и свой стиль немного потерялся. Fashion-фотограф ведь человек зависимый. Это услуга для дизайнера.

Поэтому во время выставки я поняла, что нужно почаще слушать себя.


Фотограф: Евгения Мужева

Вы сказали, что фотограф – человек зависимый. Но кто тогда руководит всем процессом на съемочной площадке?

Фотографу важно реализовать идею дизайнера. Ко мне недавно пришли две сестры, которые учатся в Краковской академии искусств на дизайнеров. Им нужно было отснять свою коллекцию. Когда я увидела одежду, то поняла, что простая съемка в стиле lookbook здесь не подойдет. И мы вместе придумали интересную картинку. Безусловно, тут важна командная работа. Нужно найти и хорошего стилиста, и визажиста, и парикмахера, в которых ты будешь уверен на 100%. Во время съемки важно приходить к консенсусу. В то же время, я, как фотограф, могу настоять на общем стиле съемке, потому что вижу общую картину.

Фотограф – это кинорежиссер. Он должен следить за всем, потому что если в конечном результате, на фотографии, будет некрасиво лежать локон, скажут, что это фотограф виноват.

Вернемся к выставке. В релизе было написано, что экспонируемые работы – это ваше понимание красоты. Отбор работ проводили вы и включали те снимки, которые создавались максимально свободно. В таком случае, что такое «красота» в понимании фотографа Евгении Мужевой?

Мне нравится женская красота, линии, изгибы… Нравятся корсеты, локоны, каблуки, макияж. И когда это все сделано утонченно, сексуально – для меня это и есть красота.

Ваши три незыблемых правила на съемочной площадке.

Проверить заряд батареи. Проверить наличие карточки в фотоаппарате. Не приходить на съемку с плохим настроением.

Евгения, вы являетесь создателем журнала «Maison Carree», который посвящен моде и искусству. Проект сейчас в стадии заморозки. Планируете ли вы его как-то восстанавливать?

Дело в том, что на тот момент мне было интересно заниматься продвижением беларуской моды. Но, к сожалению, как любая творческая профессия в небогатой среде вынуждена выживать. Если бы здесь был развитый арт-рынок, все было по-другому. Пока же дизайнеры вместо своих авторских коллекций вынуждены делать свитшоты, поэтому не знаю, заработает ли журнал заново.


Фотограф: Евгения Мужева

Через полторы недели, 11 марта, в столичной фотостудии SmartStudio пройдет ваш мастер-класс по студийному свету. Что вы планируете рассказать во время воркшопа?

Мастер-класс направлен на повышение профессионального уровня наших фотографов. Нужно уходить от съемки «от окошка», развиваться и делать что-то свое.

На мастер-классе я дам главные базовые знания работы со светом в отношении классического портрета. Секрет в том, что если знаешь эти основные световые схемы, то легко управляешь в новых ситуациях. То есть знаешь правило – знаешь, как его нарушить. Нарушить правильно. А для этого нужно быть профессионалом.

Спасибо за беседу!

Анна Гринкевич
Фото: Евгения Мужева