‒ За каждой фотографией стоит человек, который ее сделал, поэтому для меня всегда было очень важно знать, что собой представляет тот или иной фотограф. Расскажи о себе, где родился, учился и как пришел в фотографию?
‒ Родился в городке Биржай на севере Литвы, учился в обычной школе. В школьные годы у меня и появился первый фотоаппарат. Это простая история, знаешь, как у всех: сначала «Смена», потом «Зенит». В школе я посещал кружок по фотографии, а через некоторое время мой снимок напечатали в городской газете. На тот момент, кстати, я был еще только в восьмом классе. Мне было очень приятно осознавать, что мою фотографию напечатали в таком издании. Все ее видят, обсуждают…
‒ У тебя был свой собственный фотоаппарат или ты пользовался школьным?
‒ Нет, свой. Чуть позже я начал сам печатать, а потом сделал фотолабораторию у себя дома. Помню, у меня тогда стоял фотоувеличитель «Ленинград». В тот период, в 10 ‒ 11 классах, я и понял, что хочу быть фотографом, поэтому решил поступать в технологический колледж в Вильнюсе. После техникума, где-то в 1993 году, устроился на работу в городскую спортивную газету, а потом перешел в другую ‒ «Республику». В печатных изданиях я снимал на черно-белую пленку, цветная печать появилась в начале 2000-х. При всех газетах существовали фотолаборатории, где мы в основном и работали.
‒ Ты работал над определенной темой или просто находился в штате в качестве фотокорреспондента?
‒ К сожалению, техникум не дает студенту такой хорошей практики, какая приходит с работой. Я многому научился, фотографируя в газете, поскольку снимал буквально все: портреты, пейзажи, спорт ‒ не важно. В отличие от иностранных фотожурналистов, которые к нам приезжали и имели узкую специализацию, нас не делили по направлениям. Однако мне всегда нравилось снимать, например, футбол, хотя это действительно сложно. Без практики снимать спорт ты никогда не научишься.
‒ Клуб литовской пресс-фотографии появился 17 лет назад. Ты был в составе основателей или вступил позже? Зачем вообще создавался клуб?
‒ Я был одним из создателей вместе с Йонасом Стаселисом и еще несколькими людьми. Объединение важно для фотографов, которые хотят показать те снимки, что не вошли в публикации в газете. Часто в конкурсе участвует всего 20% материала, который был опубликован. Уже потом, когда фото побеждает, его начинают печатать везде ‒ такая ирония.
‒ Йонас рассказывал мне о курсах для молодых фотографов от World Press Photo. Ты участвовал в них?
‒ Да, это было в начале 2000-х. На курсах занималось по пять фотографов из Литвы, Латвии и Эстонии. Мы делали проекты на разные темы. Я фотографировал свалку, а точнее – одну семью, которая там часто собирала мусор. Работа над проектом продолжалась около года, за это время один из героев успел даже жениться. В результате снимки вошли в специальный каталог.
По итогам вы сделали выставку, в организации которой вам помогали кураторы?
‒ У меня было несколько учителей, которые дали очень много в профессиональном плане. Например, пару советов, как составлять фотоистории. Вообще, весь этот курс был полезен: появилось много молодых фотографов.
‒ Скажи, сколько наград ты получил на конкурсе пресс-фото Литвы?
‒ Кажется, 22 или 23. Всегда приятно их получать, однако, это большая лотерея. Ты можешь сделать хороший кадр, но он никуда не попадет.
‒ Как профессиональный фотограф, ты должен часто ездить в разные места и много снимать. А какие темы вызывают не просто профессиональный интерес, а именно творческий, когда можешь выразить себя при помощи художественного повествования?
‒ Был в жизни такой период, когда я понял, что начинаю уставать от своей работы. Вот хороший пример: долгое время снимал с коллегой одно судебное заседание, которое проходило уже чуть ли не в 15 раз. Тогда я подошел к своему коллеге и спросил: «Фильм «День сурка» видел? Смотри, тот политик сейчас пойдет к своему адвокату, они станут в угол и будут что-то обсуждать. А чуть позже вон та девушка пойдет в эту сторону…». Все случилось так, как и я предполагал! Но в тот период у меня появилась пинхол-камера, и жизнь заиграла другими красками. Появилась новая возможность для самовыражения.
‒ Пинхол-камера стала «спасением»?
‒ Да! Это практически такая вещь, когда можно веселиться и что-то делать вне зависимости от своей работы. Как, например, с той фотографией, на которой изображен наш президент – Даля Грибаускайте. В тот день я работал в президентуре. Когда я подошел к Дале Грибаускайте, там уже работал ее личный фотограф, однако я попросил разрешения сфотографировать на свою пинхол-камеру. Штатива с собой не было. Тогда я поставил свой фотоаппарат в клумбу с цветами, и попросил Президента постоять, не двигаясь, несколько секунд. Рядом ходили охранники и подозрительно косились на всю сцену (смеется). Когда проявил пленку в лаборатории, был поражен тем, что получилось, и крикнул во весь голос: «Ох..ть!», поскольку боялся, что кадр не выйдет. Все сотрудники сбежались узнать, что случилось. Это большая удача. Просто повезло! Между прочим, сама Даля Грибаускайте видела этот кадр. Думаю, надо ей потом подарить эту фотографию.
‒ А что в пинхол-фотографии тебя интересует больше всего ‒ человек или ситуация?
‒ Все зависит от моего настроения.
‒ Какая у тебя была последняя серия или фотографическая история, которую ты делал как профессиональный фотограф, но не для прессы, а для себя? Как личный проект, который ты потом можешь продать. Над чем ты сейчас работаешь?
‒ Знаешь, на прошлой неделе я работал с 9:00 до 22:00 и после подумал, что дома практически и не живу. Поэтому пока что не планирую никаких проектов.
‒ Я видел у тебя много фотографий с концертов. Нравится концертная фотография?
‒ Мне приятно работать с музыкантами. Даже если тебя не аккредитовывает СМИ, ты сам можешь найти, в какой гостинице остановились артисты, или пройти на их концерт и сделать фотографии. Так случилось с группой Queen во время их последнего приезда.
‒ Ты работаешь уже более двадцати лет. Как относишься к молодым фотографам, которые внезапно выстреливают со своими работами с нестандартным подходом к фотографии?
‒ Иногда я анализирую работу молодых коллег. Однако, проблема в том, что многих молодых фотографов, которые работают на интернет-порталы, там просто ломают. В моей жизни было достаточно примеров, когда фотографы бросали свою работу в интернете и уходили в другую сферу. Например, как один мой коллега, который ушел работать в магазин. Я считаю, что интернет никогда не погубит фотографию, но погубит фотографов, которые хотят делать что-то хорошее, потому что они не успевают поразмыслить, остановиться в нужный момент. Интернет-порталы ‒ это скорость. Они всегда подгоняют человека, борются между собой за время.
‒ Сейчас в Минске проходит твоя персональная выставка «Жить во время». Как сложилась экспозиция?
‒ Выставка была создана по результатам альбома, который я уже напечатал. Кстати, профинансировали мою книгу не только фотохудожники Пресс-клуба, но и Министерство культуры Литвы, поэтому альбом вышел тиражом в 2000 экземпляров. Над выставкой я работал с куратором, которая помогала с выбором фотографий. Когда посмотрел на свои снимки, что делал пять лет назад, даже не поверил, что их автор ‒ я. Поэтому нужен был помощник, чтобы окончательно определиться. Мои фотографии экспонировались в Вильнюсе, Каунасе, Москве, на фестивале в Угличе.
‒ Почему ты заинтересован в том, чтобы показать свои работы в Беларуси?
‒ Интересно посмотреть на реакцию людей. Приятно, когда они подходят и что-то спрашивают. Ведь лучше показать свои фотографии, чем хранить их в архиве. Недавно был в Беларуси в качестве пресс-фотографа. Мы ездили в командировку по старым замкам. К сожалению, было не так много свободного времени. Но я бы хотел запланировать поездку по Беларуси, возможно, даже на велосипеде, и пофотографировать. Мне интересна ваша страна.
‒ Рамунас, теперь несколько коротких вопросов. Кем были твои родители?
‒ Отец был водителем, мама – бухгалтер.
‒ Ты единственный фотограф в семье?
‒ Брат снимет иногда мобилкой.
‒ Ты чувствуешь разницу между пленочной и цифровой фотографией?
‒ Как и в еде. Есть нормальная, есть фастфуд.
‒ Когда появляется цвет в кадре? Почему черно-белая фотография? Отчего зависит выбор?
‒ Цвет появляется, когда он нужен. Это как кадрирование в фотографии. Если цвет не нужен – я его «кадрирую».
‒ Почему ты много фотографируешь именно в городе? Чем он тебя привлекает?
‒ Это большая живая студия.
‒ Я слышал от пресс-фотографов в Беларуси , что они не понимают, зачем многие непрофессионалы занимаются стрит-фотографией, ведь за нее не выплатят гонорар. Разделяешь ли ты их мнение?
‒ Иногда деньги не важны: снимаешь, потому что тебе хорошо на сердце.
‒ Твой любимый город?
‒ Вильнюс.
‒ Твое любимое место в Литве, куда бы ты отвез своих иностранных друзей?
‒ Нида.
‒ Твоя любимая книга?
‒ Сказки.
‒ Какую музыку ты слушаешь?
‒ АС/DC
‒ Твой любимый цвет?
‒ Синий.
‒ На чем ты ездишь?
‒ На велике, потому что курю.
‒ Назови своих любимых фотографов.
‒ VitasLuckus, Marius Baranauskas.
‒ Продолжи фразу: «Фотография – это …»
‒ …жизнь!
‒ Спасибо! Теперь мы знаем тебя лучше.
Об авторе
Рамунас Данисевичюс – фотограф.
Родился в 1973 году в городе Биржай, Литва. Изучал фотографию в Вильнюсском высшем технологическом колледже. Пресс-фотограф с 1993 года. Член Клуба пресс фотографов Литвы и Литовской ассоциации фотографов. Начиная с 2001 году регулярно награждается призами ежегодного профессионального конкурса Литовская пресс-фотография. В 2007 году стал лауреатом конкурса Пресс Фото России. С 2005 года ему предоставлен статус художника. Автор и участник многочисленных персональных и коллективных выставок, обладатель наград в различных международных и национальных конкурсах творческой фотографии с 1996 года. Среди них выставки художественной фотографии во Франции в Каннах: XII фестиваль искусства и литературы Северных стран Les Boreales в 2004 году Выставки «Искусство Литвы», проходившие в 2004 и 2008 годах. Фотография в Современном центре искусства и международный фестиваль искусства «В Фокусе» в 2008 и 2010 годах, проходившие в Вильнюсе.
Персональный сайт фотографа:http://www.danisevicius.lt
Беседовал Виктор Сеньков
Фотографии:Рамунас Данисевичюс
Выражаем благодарность в подготовке материала Анне Шарко