Уникальная коллекция беларуских фотографий середины XX века

Уникальная коллекция беларуских фотографий середины XX века

Культурный проект VEHA издаст книгу с уникальной коллекцией беларуских фотографий середины XX века. Предзаказ книги доступен до 25 сентября 2018 года.

Приобрести книгу можно будет только в рамках краудфандинговой кампании - https://ulej.by/project?id=805946

Издание книги является финальной точкой в формировании коллекции «Найлепшы бок» – результат целого года работы культурного проекта VEHA. Сейчас архив насчитывает более 160 фотографий и создаёт историческую ретроспективу быта беларуских деревень с 1930-х по 1950-е гг. В сборе материала приняли участие более 50 семей из разных уголков Беларуси, коллекционеры, а также Глубокский историко-этнографический музей и проект «Белорусский архив устной истории». В сентябре 2017 года была проведена выставка «Найлепшы бок», в рамках международного фестиваля Месяц фотографии в минске. За, что в марте 2018 получила премию Бюро МФМ в номинации «Выставка/проект года».

Фотокнига «Найлепшы бок» также дополнена комментариями признанных беларуских экспертов в области этнографии и визуальных исследований, которые помогут читателям узнать об особенностях традиции групповой портретной съёмки в фотографии Беларуси с 1930-ых по 1950-е гг.

Все фотографии книги объединяет традиция – делать семейные снимки на фоне постилок (тканых дываноу). Именно они вплоть до 1980-х годов оставались ключевым элементом декора деревенских домов и одной самых важных вещей в деревенском доме.

Подробнее об этой традиции, а также о других особенностях фотографии этого периода и уникальности коллекции «Найлепшы бок» для  ZНЯТА рассказала Лидия Михеева - социолог, исследовательница визуальной культуры, руководительница образовательной программы Arts, Sciece and Technology в ECLAB.

С появлением и распространением технологии фотосъемки жители деревни впервые получили возможность запечатлевать собственную жизнь. Портретная живопись, как и салонная фотография, доступная высшим слоям общества, была для них недосягаема, а значит и память крестьян формировалась и жила во вневизуальных формах. Когда же в межвоенное время и годы после Второй мировой войны фотография стала широкодоступным медиа появился уникальный феномен – фотоснимки сельских белорусских семей на фоне тканых «посцілак» и «дываноў».

В отличие от съемок в фотосалоне, фотоснимки, представленные в коллекции «Найлепшы бок», сделаны путешествующими фотографами  у родного дома портретируемых людей, снимки также сделаны с гораздо более короткой выдержкой, что очень существенно повлияло на мимику и язык тела фотографируемых. Герои изображений заметно более свободны в своих выражениях лиц, их мимика более индивидуализирована и менее подвержена неким «канонам» салонного портрета, чем снимки начала ХХ века. На фотографиях выбранного периода мы видим «живого человека» с его неповторимой мимикой и осанкой.

Однако представленная фотография создавалась с одной  целью формировании «наилучшего образа», который зафиксирует для будущего гармоничные отношения внутри семьи. Внимательность и настороженность лиц портретируемых  выражает высокую ответственность, которую они чувствуют за «правильное», «достойное» выражение того послания, которое  хотят передать фотографией.

Интересно, что портретируемые, по всей вероятности, мыслят именно «дыванок» или «посцілку» за своей спиной на стене дома, воротах или заборе своеобразной рамкой кадра. Однако в пространство снимка, по воле фотографа или ввиду его невысокого мастерства, часто попадают разнообразные «незапланированные» детали – от растрескавшегося фундамента дома, травы, снега или хозяйственных приспособлений типа лестницы или корыта… Жизненный мир «внедряется» в рамки фотографической инсценировки, возможно, нарушая первоначальный замысел, но давая нам множество ценных деталей о повседневности снятых семей. Так, на снимке 5 класса Нагорнянской сельской школы выглядывают из-под лавки босые ноги одной из девочек, которые явно пытались заслонить и спрятать фотографируемые, а на большинстве снимков мы можем рассмотреть и деревянные стены дома, забор или ворота, фрагменты двора.

То, что не хотели показать на фотографии (приметы нищеты или «слишком» бытовые детали), вступает во взаимодействие с тем, что хотели подчеркнуть – с помощью одежды, композиции фигур или определенных предметов.  У детей  – это нарядные одежды, причем, как видно на некоторых снимках, порой с чужого плеча, цветы и даже книга у одного из мальчиков семьи Рогач из д. Кременец. У женщин  такими значимыми деталями являются кожаная городская обувь на каблуке, белые носочки, самостоятельно пошитые платья, ремешки и сумочки, редкие скромные украшения (тонкие нити бус, серьги), букетики цветов в руках. Музыкальные инструменты в руках у мужчин – также отсылка к праздничному, семейному существованию. К тому же почти каждая фотография из коллекции инсценирует некое праздничное действо.

Важная часть каждой фотографии являются «посцілкі» и «дываны», представляющих собой одновременно предмет быта и особое произведение искусства, предназначенное сугубо для использования и любования внутри одной семьи и «экспонирующееся» внутри одного единственного пространства – деревенского дома. Несмотря на то, что за ними не закреплена какая-либо конкретная сакральная функция, они представляют собой предмет культа домашнего уюта, укромности семейного очага и лишь в рамках специфической ситуации оказываются выставленными для всеобщего обозрения и  фотографирования. Современный, технологический «ритуал» фотосъемки, только-только осваиваемый белорусскими сельскими семьями, вступает здесь во взаимодействие с традицией. Фотография ассимилирует элемент традиционного быта, который, в свою очередь, приручает и одомашнивает фотографию.

Предзаказ книги доступен до 25 сентября 2018 года.

Приобрести книгу можно будет только в рамках краудфандинговой кампании - https://ulej.by/project?id=805946

















Все фото предоставил Культурный проект VEHA