«Как дела?» с Никитой Безруковым: «Я – человек-оркестр. А фотография просто самая яркая скрипка»

«Как дела?» с Никитой Безруковым: «Я – человек-оркестр. А фотография просто самая яркая скрипка»

В нашей постоянной рубрике – новый гость. На этот раз поговорили с Никитой Безруковым о мобилографии, авторском курсе «ФотоПреображение» и важности свадебных фотографий.


Здравствуй, Никита. Как дела?

Как же у меня дела? Здесь – хорошо, здесь – не очень, а настроение отличное. Это базовый лайфхак – жить так, чтобы настроение не зависело напрямую от «как идут дела». Настроение может быть хорошим почти всегда, если долго тренироваться.

На твоей странице в Facebook записи только о благотворительных съёмках, хотя ты позиционируешь себя как человек, зарабатывающий на фотографии.

Для полноты картинки можно добавить, что года четыре назад некоторые клиенты рассказывали, что на основе проведенного исследования рынка Никита Безруков – самый дорогой фотограф. Так что либо очень дорого, либо только благотворительные съёмки (смеется)! Думаю, ошибка в формулировке: «на странице в Facebook». Я использую ленивую форму ведения соцсетей: делаю репосты записей, которые люди опубликовали за меня. Это связано с тем, что я, в принципе, себя никак не рекламирую. С 2006 года фотография – основная работа, а до этого 5 лет учился на юриста, но фотоаппарат держал в руке чаще, чем все кодексы вместе взятые, а в фотошоп смотрел дольше, чем в конспекты. И за эти годы сфотографировал больше, чем нужно было, чтобы «зачетка начала работать на тебя». А потом понял, что работа – это знакомство с новым человеком, который стоит за каждым проектом, общение, решение задач, поиск эффективной концепции и так далее. Этот процесс расходует основной ресурс – мое время. И фиксация результата описанной работы (сама фотосъемка) – это приятное времяпрепровождения, за которое я сам зачастую готов приплачивать. Как, например, проект «Чытаем па-беларуску з Velcom», в котором школьники соревнуются в мастерстве декламирования стихов белорусских поэтов. Это же праздник, а не работа. Хотя точнее сказать «свята, а не праца».

Ты, как и раньше, принимаешь любые заказы или, сегодня Никита Безруков уже может выбирать?

Я вообще не берусь за то, что не хочу делать, и так происходит уже давно. Другое дело, бывают съемки, которые не оправдывают ожидания, или когда понимаешь, что «не моё». Но это ведь стандартный процесс накопления опыта, который позволяет в следующий раз трезво оценить все обстоятельства, и если точно понимаю, что по каким-то причинам не смогу выдать тот результат, который хочет заказчик, то советую другого фотографа. Бывают не те обстоятельства, не тот формат общения или просто: сходишься или не сходишься с людьми – вообще, много разных причин.

В каких направлениях работаешь сегодня?

За то время, что занимаюсь фотографией – с 2001 года – я переснял всё, что только можно; работал во всех направлениях, часть из них осталась со мной навсегда. Некоторые пренебрежительно говорят: «Так это же свадебная съёмка». Ребята, это самая сложная съёмка в принципе. Это такой вызов, когда нужно уметь всё: ты должен уметь снимать репортажи, «предметку», портреты: крупным и общим планами, в естественном освещении, в динамике и т.д. И это один из самых интересных форматов. Мне нравится работать с людьми – это обмен идеями, эмоциями, энергией. И есть одна грань, которую не многие замечают в свадебной съемке – свобода, которую получаешь. Ты можешь вести любое количество гостей в любом направлении и делать с ними что угодно. Утрирую, конечно, но большая часть моих свадебных фотосессий происходит именно так. Это большое количество обстоятельств, которыми ты управляешь и, за счёт которых получаешь результат – вот это моё.


Как, по-твоему, свадебная фотография вообще нужна?

Свадебная фотография нужна значительно больше, чем 90% того, что происходит на свадьбах. Не имею в виду, что всё происходящее, кроме фотосессии, нужно отменить и запретить. Фотография в целом – машина времени, с помощью которой можно вернуться в определенный день, место, с помощью которой ты можешь испытать те же самые эмоции. Если на фотографиях запечатлен один из твоих счастливых дней, то это твой внешний аккумулятор, который всегда готов подзарядить. В этом, собственно, и кроется вся важность свадебных фотографий. Но есть одно обязательное условие: важно, чтобы «Он» и «Она» на самом деле любили друг друга. В таком случае тебе ничего не нужно делать, нужно просто фиксировать момент: всё, что нужно передать в кадре, уже есть, и очень чувствуется, если это не так. Существует много разных причин, почему люди женятся, выходят замуж и когда причина – не отношения между ними, вот это тяжело. Это действительно тяжёлый, титанический труд создать в кадре картинку того, что они друг к другу испытывают какие-то яркие чувства.

Что такое «студия Никиты Безрукова», которая существует с 2006 года?

Студия – это я, потому что я – произвожу идеи, концепции, проекты, в которых необходимо участие других специалистов, ведь создание фотографий и видео состоит из разных процессов. Никогда не любил обрабатывать фотографии и уже давно не делаю это сам. Но есть люди, которым нравится сидеть перед монитором три дня подряд, обрабатывая фотоматериал, и вот этим вот счастьем я готов с ними поделиться. Когда начинаю работать с новыми дизайнерами, визажистами, монтажёрами и операторами, первое, что спрашиваю: нравится тебе делать эту работу или нет? Если нет, то сотрудничество просто обречено на провал.

Расскажи про свой авторский курс «ФотоПреображение». Для какой аудитории он предназначен?

Курс «ФотоПреображение» придумал года три назад, но никак не мог найти время для запуска. Курс для каждого, кто смотрит на свою фотографию и не узнаёт в ней себя. И эта ситуация не зависит от пола, возраста и социального статуса – мы все себе не нравимся на фотографиях. Цифровые технологии сделали фотографию гораздо доступнее, что увеличило количество изображений, но мы пока не готовы к этому. Никто не сказал: ребята, теперь вы будете видеть себя на фотографиях часто, но радовать вас это будет значительно реже. Изначально, только небольшой процент людей видит на фотографиях то же, что и в зеркале, все остальные видят другого человека. Не потому, что их лица не такие, как должны быть, а потому, что нет понимания того, как формируется представление о своем изображении. За свою долгую фотопрактику я понял, как работает этот механизм. И во время курса учу участников не понимать себя, а – принимать, учу работать с восприятием своего портрета.

Занятие длится около 4 часов. Мы разбираем три основных составляющих любой успешной съемки: основы фотопозирования, совмещенные с поиском удачных ракурсов для каждой участницы (всё-таки в основном это девушки). Далее – индивидуальные советы по макияжу и подготовке лица к съёмке от визажиста проекта Марии Красковской. На десерт участницы получают рекомендации по формированию гардероба и поиску своего образа от Кати Тикота. Получается насыщенный и многогранный процесс знакомства с тем образом, который будет радовать на фотографии и в жизни.

Ты говорил, что увлечение фотографией началось с дедушкиного «Зенита», и университетская газетабыла проиллюстрирована твоими плёночными фотографиями. Сейчас возвращаешься к плёнке?

В какой-то степени плёнка для меня – процесс отложенного получения результата, когда ты сделал фотографии и не можешь их сразу просмотреть. К тому же, этот результат ещё и не контролируемый: кто будет проявлять плёнку, в каких условиях. Мне доставляет удовольствие процесс фотографирования и результат. Всё что между, – не интересует. Для клиента материал в принципе не важен. Ему важно, чтобы было настроение, чтобы он был красивый, чтобы фотографии выполняли те задачи, ради которых всё задумывалось. Для меня плёнка – просто неэффективная трата времени: слишком долго, слишком сложно и не прогнозируемо. Не понимаю какого-то фетиша плёнки. Такой немного философский разговор: вот если бы сначала была цифровая фотография, а потом появилась плёночная. Все бы говорили: смотрите, это цифра, какой там шум красивый, не то, что плёночное «зерно».


Многие фотографы меняют свои зеркальные камеры на беззеркальные, а ты – сразу на камеру в телефоне. Расскажи про сотрудничество с Huawei.

Это простая история. Я взял протестировать новую модель телефона для съёмки бэкстэйджа, а рюкзак с фотоаппаратом и оптикой оставил дома. Конечно, это был частный случай съемки для Instagram. Но я хорошо запомнил, как просматривал отснятый материал и понимал, что только что заработал бонусом часа три – четыре времени, которые потратил бы на сортировку материала, отправку дизайнеру, правки, согласование… а тут пара кликов – и все готово. Конечно, у мобильной фотографии существуют явные границы по возможности использования. Но то, каким скачком эти границы расширились, приятно удивляет и продолжает радовать день за днем уже почти год. С опаской смотрю в сторону трансформера MateBook. Вот так возьмешь потестировать и придется выставить на продажу всю линейку «покусанных яблок».

Может, ты ещё предполагал, что в будущем будет с фотографами?

Возможно, даже и профессии фотографа не будет. Уже сейчас летают дроны, которые постоянно снимают. Управляются они тоже автоматически: выставляется объект, дрон летит и фотографирует. Потом на него повесят профессиональные камеры, и сферы спортивной и репортажной фотографии изменятся неузнаваемо. Отбор изображений тоже будет делать программа. Я не говорю, что фотография умрет (уж точно не раньше театра и радио), но сильно преобразится в самом ближайшем будущем. Тенденция хорошо чувствуется последние лет пять. Сегодня почти каждый имеет свою камеру и делает автопортреты самостоятельно. Фотограф-профессионал всё реже и реже нужен отдельному потребителю. В итоге останутся самые эффективные и самые дешевые. Основной массе «середнячков» придется переквалифицироваться и это происходит уже прямо сейчас.

Чем займёшься, когда ты, как фотограф, больше будешь не востребован?

Чем угодно – я, в какой-то степени, человек-оркестр. Фотография просто самая яркая скрипка. Плотно занимаюсь видеомаркетингом, работаю с несколькими проектами на уровне общей координации и оперативного управления. В общем, если вдруг фотографию запретят – отдохну в честь этого события пару дней и пойду работать дальше

Никита, какие у тебя планы на будущее?

Грандиозные! Хотя будущее – это, в принципе, то, чего не существует. Я умею радоваться тому, что есть здесь и сейчас, а что будет потом – зависит от того, в какую сторону смотреть. В ближайшей перспективе запуск очень интересного проекта на YouTube и организация поездки в Албанию, знакомству с которой мы уделили два месяца в конце прошлого года.

Беседовала: Вероника Вельб
Фото: Анна Шарко