Леся, как дела?
Все хорошо.
Расскажи, с чего все началось, как появился проект VEHA?
Начну с того, что фотографией, как коммерческой, так и авторской, я занимаюсь с 2009 года. Поэтому фотография для меня – не только важный инструмент для сохранения информации, но также и способ диалога. С другой стороны, в 2013 году я основала масштабный социальный проект. За четыре года, его координирования, полностью окунулась в тему социальных проблем общества.
Для меня VEHA – это симбиоз культурного и социального. Я считаю, что знать и сохранять свои семейные архивы, знать историю, события ХХ века, которые повлияли на историю каждого беларуса, – важно. И в данном случае самый лучший способ рассказать человеку о политическом и культурном прошлом – через личную историю его семьи. Поэтому основная задача проекта – сохранение семейных архивов, актуализация этой темы в обществе, которая сегодня является в Беларуси недооцененной. И, конечно же, популяризация вернакулярной фотографии в арт-пространстве.
Презентация проекта состоялась в 2017 году в рамках фестиваля «Месяц фотографии в Минске». До самой презентации мы долгое время работали над методом будущего исследования: каким образом привлечь внимание к архивам, как правильно структурировать материал, каким образом его подавать, где сканировать снимки, как печатать и так далее.
Кроме того, я изучала генеалогию семьи вместе со своим отцом. Мне повезло, в моей семье сохранились огромные архивы фотографии. И самой лучшей формой рассказа истории стало создание «Книги Семьи» на основе фотографий и воспоминаний родных.
Проект был представлен на выставке «Найлепшы бок».
Да, мы пришли к этой выставке вместе с Аней Бунделевой, которая писала кураторский текст к выставке. Мы продолжаем собирать эту коллекцию. На сайте опубликована вся серия и можно ее пополнять. Адрес есть на сайте. Мы надеемся довести до какой-то финальной версии, например, каталога.
Дываны – яркая этнографическая черта того времени, особенный культурный код. Ручное ткачество было одним из древних промыслов беларуского народа. Для фотографирования люди выбирали вещи, которые наделяли особенной значимостью. Осознаниезначимости, влияет на тебя, и помогает бережно относиться к подобным снимкам в своем семейном архиве.
Для нас сбор и публикация подобных фотоколлекций, в которых представлены какие-то этнографические особенности беларуского народа, является еще одной важной задачей проекта VEHA. Мы планируем собирать похожие коллекции каждый год.
Ты – основательница проекта VEHA. Кто еще работает с тобой в команде?
Сегодня наша команда состоит из троих человек: я, Аня Бунделева, художница, и Саша Лучина, дизайнер-художник.
Команда проекта VEHA: Леся Пчелка, Аня Бунделева, Саша Лучина/Вручение премии МФМ, 2017 год
На сайте проекта написано, что в рамках проекта вы предоставляете услугу по созданию индивидуальной книги семейной истории. Расскажи подробнее об этой работе.
Работа включает в себя несколько этапов, начиная от записи устных интервью всех родственников и сканирования пленок до индивидуального дизайна и печати книги. По сути, это глобальное исследование отдельно взятой семьи, которое занимает около двух месяцев. Стоимость работы – от $700 в зависимости от объемов.
Мы пониманием, что сумма – не маленькая, поэтому недавно запустили авторский курс «Книга Семьи», где уже сам человек самостоятельно собирает материал для свой книги. Наш дизайнер, Саша Лучина, подготовил адаптированные шаблоны, чтобы человек, даже с минимальные знания программы Photoshop, мог сверстать книгу. Курс длится месяц, в него входит четыре лекционных и практических занятия, а также четыре персональных консультаций. Уже состоялся первый выпуск данного курса, книги получились абсолютно разные.
У многих архивы состоят из современных фотографий. Есть воспоминания, но старых снимков нет. Но не нужно переживать по этому поводу: фотография – замечательное медиа. Можно сфотографировать поле, на котором стоял дом и написать о нем историю. Это будем не менее впечатляюще.
Также мы используем документы, письма, какие-то предметы, которые можно использовать потом при создании книги.
Работаете ли вы со сторонними институтами в процессе создания книг?
В рамках проекта VEHA мы фокусируемся на истории последних 150 лет: 190 лет с момента изобретения фотографии и около 150 – когда она стала доступна на территории современной Беларуси. На самом деле, фотографии из семейных архивов, – самый важный и точный фундамент любых зданий. Многие люди говорят о том, что хотели бы создать древо на 50 колен, но это невозможно сделать, потому что пропасть неведения – совсем рядом. Многие люди даже не знают девичьих фамилий своих бабушек, о чем говорить дальше? Мы помогаем устранить именно эти – самые точные – сведения. К тому же надо помнить, что сведения, которые мы можете найти в документах, всегда будут со знаком вопроса.
Недавно состоялся выпуск вашего первого курса: кто те люди, которым важно сохранить свою семейную историю?
Группы у нас маленькие: до 5 человек, потому что во многом работа над семейным архивом – это индивидуальная работа. На первом курсе, например, учился фотограф Максим Сарычев. У него сохранились потрясающие архивы!
Основные участники курса – молодые люди около 30-35 лет, которые заинтересованы в сохранении информации о своей семье. Есть запросы от тех, кто хотел бы привести на курс своих родителей, но те стесняются, потому что «как же, там все молодые». Но, возможно, мы создадим какую-то специальную группу.
Участники первого курса «Книга семьи»
Какие ты можешь дать практические советы для тех, кто прямо сейчас захочет заняться своим семейным архивом?
Фотография – это химический процесс, который со временем неизбежно разрушается. Технологии постепенно удешевлялись, что повлияло на время хранения готовых работ. То есть те снимки, которые проявлялись и печатались во времена наших бабушек-дедушек, сохранились сегодня лучше, чем снимки наших родителей. Поэтому единственный способ сохранить фотографию – отсканировать и сделать ее печатную копию.
Есть традиция вешать фотографии на стены, но солнечный свет – одно из самых губительных воздействий для фотоснимков, из-за которого изображение постепенно выцветает. Если у вас на cтенах висят фотографии, то лучше их снять, отпечатать копии, а оригиналы упаковать для хранения. Важный момент – резкие перепады температур. Если фотографии лежат где-то на чердаке или вблизи батарей, то каждый перепад температуры влияет на их сохранность. Лучше перенести их в место, где температура будет нейтральной.
По поводу упаковки: чаще всего я встречаю фото, которые упакованы в пакетах, либо лежат в альбомах, которые не всегда в хорошем состоянии. Многие фотографии люди вообще вклеивали в альбомы, а клей – это опять же имеет едкий химический состав, который разрушает фотографию. Если можно убрать остатки клея, то лучше это сделать. Если такой возможности нет, то нужно отсканировать листы альбома целиком и сделать копии.
Среди фотографий часто попадаются посторонние предметы (скрепки, бумажки), их также нужно обязательно убрать. Хранить фотографии лучше в бескислотных коробках, которых в Беларуси, увы, нет. Альтернатива – простые картонные коробки без проклейки, которые можно найти в любом почтовой отделении Беларуси.
И самый важный момент – подписать фотографии. Делать подписи можно только мягким простым карандашом, потому что ручка повреждает изображение и может проявиться с обратной стороны. Если карандашом невозможно подписать, то лучше использовать маркер. Информация для подписи: кто на этой фотографии, год, место, событие. Когда все фотографии будут подписаны, то в любой момент, когда вы решите работать с этим архивом, у вас на руках будет бесценный материал.
Что можно сказать людям, которые вообще не задумываются о сохранности своих семейных фотоальбомов?
Эта наша большая культурная проблема. Повлияли исторические события ХХ века. Сначала – репрессии, когда было не безопасно – хранить фотографии своих родственников, переписываться с ними. И, разумеется, наши бабушки-дедушки не передали своим детям традицию хранения фотографий. Две мировые войны. В советское время не было традиции сохранять архивы. Важно было то, что происходит сейчас, и в меньшей степени то, что было раньше. Все были одной большой семьей. И вот этот перекос в восприятии семейных традиций повлиял на то, как люди сейчас относятся к своим семейным архивам. И задача нашего поколения – попытаться сохранить хотя бы то, что осталось.
***
В четверг, 24 мая, в рамках выставки Петра Таранды «Мирное время» состоится мастер-класс «Хранение фотографий: все об организации фотоархива».Леся Пчелка расскажет о правилах хранения фотоархива и системе его структурирования. О семейном архиве как воплощение коллективной памяти.
Дата и время: 24 мая, 17:00