Образы и ритмы городов Дмитрия Вайновского

Образы и ритмы городов Дмитрия Вайновского

Да, мир никогда не будет прежним – цифровая революция навсегда изменила не только то, как мы создаем, потребляем и делимся информацией, но и то, как мы ее воспринимаем. Вим Вендерс был прав – смартфоны действительно убили фотографию. А Instagram скорее всего ответственен за увеличение скорости и уменьшение глубины нашего взаимодействия с изображением. Но, считает маркетолог, рекламщик и, с недавнего времени, фотограф Дмитрий Вайновский, второй по мировой популярности социальной сети есть, что предложить взамен. Instagram способен дать вторую жизнь стрит-фотографии. И, если вам есть, что сказать, то 800 миллионов активных пользователей ежемесячно имеют шанс вас услышать.

 

Многие цитируют изящный пассаж о смерти «классической» фотографии, однако мало кто обращает внимание на вывод, к которому приходит оскароносный немецкий режиссер (и кстати, большой поклонник другого вида «моментальных» снимков – Polariod) в конце своего выступления. «Я ищу новое слово, которым можно было бы описать происходящее. Назвать новый вид деятельности, похожей на фотографирование, но уже таковым не являющимся,» – подытоживает Вендерс.

Сеть сама по себе не является злом или жестоким убийцей принтов и внимательного вдумчивого созерцания изображений. Не печатаем и ленимся задержать взгляд мы сами. Интернет же как раз приглашает нас к общению, щедро и демократично предлагая каждому аудиторию размером с планету. И Дмитрий Вайновский это предложение принимает: на его странице ежедневно появляются зарисовки наблюдений из бесчисленных путешествий, а в почте – сообщения от таких же, как и он, любителей городской геометрии из разных стран мира.

Самое значительное отличие Instagram от старых механизмов презентации изображений и несомненный плюс сети – это свобода, уверен Дмитрий. «Instagram и жанр мультимедиа сбросили с пьедестала понятие «фотографа». Они уничтожили тотальный объективизм институций вроде Magnum и Life, которые когда-то не позволили проявиться субъективизму отдельных авторов, и дали фотографам свободу. А что еще, собственно, нужно стрит-фотографии? Ничего!» – отмечает он.

Значит ли, что мир намного раньше узнал бы о фланёрстве чикагской няни и гениальной фотохудожницы Вивиен Майер, если бы Instagram (и Интернет) придумали бы лет на 50 раньше? Несомненно!

Стать автором личной истории успеха сегодня в силах каждый. И ее секрет – в соединении интереса к городскому пространству и умения использовать актуальные возможности для разговора о нем.

«Мне нравится фотографировать города такими, какими их мало кто видел, замечать объекты, интересные единицам. Геометрия случайных обстоятельств, свет, тени и линии, создают ту эстетику мгновения, которая оказывается мне близка. Где-то складывается ироничная история с участием прохожих и городского окружения, где-то сюжет рождается даже без присутствия людей – их, кстати, я начал «впускать» в кадр совсем недавно. Но все, на чем останавливается взгляд камеры, я неизменно нахожу прекрасным! – признается Дмитрий.

Фотография – мой внутренний диалог одиночества, в хорошем смысле этого слова. И всегда честный – ведь себе не соврешь…».

 

Город как эпицентр фотографических медитаций и одна из самых популярных тем переосмысленного жанра – явление предсказуемое. По оценкам ООН, численность городского населения мира в этом году достигла 4,2 миллиардов, и это – больше половины всего населения планеты. С середины прошлого века мы стабильно движемся в сторону крупных населенных пунктов, привлеченные широтой экономических и культурных горизонтов, а также многочисленными возможностями для развития и роста. Благо, места там хватит всем. Фотография, будучи «окном в жизнь», помогает фиксировать и осмыслять наши впечатления от будней в муравейнике. Поиск гармонии (как и удовольствие от причастности к урбанистическому хаосу) могут играть роль персональной терапии.

Исследовательница феномена одиночества в большом городе, писательница Оливия Лэнг, назвала речь самой тесной связью, на которую способен современный человек с пропиской в мегаполисе. «Почти все городские жители – ежедневные участники сложного хорового исполнения: иногда звучит ария, но чаще хор, зов и отклик, передача туда-сюда размеренной речевой монеты с едва знакомыми людьми и совсем посторонними». Этот метафорический хор с отдельными партиями особенно интересных звезд – источник вдохновения стрит-фотографа, где речь – визуальное высказывание. Вовремя услышанная строка кадра.

Работы Дмитрия Вайновского джазовые импровизации с открытым концом. Попытки услышать ритм города и передать его новым, фотографическим, языком.

 

«У Юнга есть отличная теория, согласно которой мужчины и женщины стремятся к разным вещам. Мужчины – к совершенству, а женщины – к упорядочиванию. И эта тяга к совершенству и упорядочиванию на фоне прямой линии, созданной человеком, претендующим на роль бога городского пространства, представляется мне весьма ироничной. Я нахожу любопытным фиксацию этой нашей «невстраевоемости» в городскую среду.

Особенная история складывается у меня с Минском, который я называю «подкладочным городом». Здесь эстетики очень мало. Есть внешняя сторона – облицованная и раскрашенная снаружи, исключительно чтобы не расстроить проезжающего мимо чиновника, но настоящая жизнь происходит «под подкладкой». Я рассматриваю фотографию как терапию, поэтому отсутствие эстетики и политика в стиле «снесем-сломаем-сайдингом зашьем» меня оскорбляют».

   

Вешалка с джинсами, неожиданно родившая рифму с граффити на гламурном постере, или мужчина, расположившийся под тенью уличного фонаря, симфония первого снега и страстно-синего забора или неожиданно слаженный хор труб на крыше минского тракторного завода… Любой сюжет снэпшотов Дмитрия Вайновского – доказательство его внимания и искренней страсти к наблюдению за городской жизнью. Сравнение работ минчанина с творчеством Нан Голдин было бы неуместным, однако в видении роли фотографа у них явно есть общее. «Бытует мнение, что фотограф, по природе своей, вуайерист – последний, кого приглашают на вечеринки, – пишет Голдин во вступлении к «Балладе», выпущенной в издательстве Aperture. – Но я не вламываюсь на праздник – он мой. Это моя семья, моя история».

История фланирующего Вайновского – его города. Его скамейки, заборы, витрины, его крыши, трубы и перекрестки – мир, который он без стеснения транслирует в сеть, вместе с Вендерсом и парой тысяч своих виртуальных единомышленников ищущий слово для описания рождающегося у нас на глазах нового вида фотографии.

Больше фотографий Дмитриф Вайновского в In Photo >>

Instagram Дмитрия Вайновского


Фотографии: Дмитрий Вайновский
Текст: Ольга Бубич