Савва Сивко – фотограф Любчинского края. Отец Памяти

Савва Сивко – фотограф Любчинского края. Отец Памяти

О выставке «Сава Сіўко (1888 -1978). Фатограф Любчанскага краю. Да 130-годдзя з дня нараджэння» в Национальном историческом музее Республики Беларусь.

Выставка доступна до 3 февраля 2019 года.


Это похоже на притчу...

История началась в 1888-м в деревне Сенно под Любчей, когда в крестьянской семье родился мальчик, названный Саввой. Согласно другой версии она началась в 2017-м, когда в отдел письменных и изобразительных источников Исторического музея пришел коллекционер с двумя чемоданчиками стеклянных негативов неизвестного фотографа. На одном из снимков была запечатлена башня Любчанского замка. Руководитель отдела, Надежда Савченко, организовала экспедицию, потом другую и третью. Всего шесть. Водителем одной из них был ваш покорный слуга. Людям показывали снимки. Кто-то узнавал там себя, родных и знакомых. Рассказывали истории. Инкогнито вновь обрел имя, биографию и лицо. В 1914-м Савва Сивко был призван на военную службу в Русскую императорскую армию. Вскоре попал в немецкий плен. В 1920-м вернулся в Сенно. Работал сыроделом и трактористом. Обзавелся домом, женился, растил детей. Обычная жизнь в этих краях, где, вечером отправившись спать в одном государстве, человек просыпается совершенно в другом. А люди живут и стоят дома и растут деревья. Так, не выезжая дальше соседних деревень в ближайших окрестностях Любчи, Савва Сивко побывал в Польше и в БССР, опять очутился в Германии, снова вернулся в БССР. Как путешественник, он фотографировал советских, немецких и польских солдат, школьников, учителей и священников, многих самых обычных людей, что, живя по соседству, были его попутчиками в этих странствиях. Снимал новорожденных, свадьбы, похороны. Из года в год бесконечный круг жизни. В 1978-м его самого не стало. Дом опустел и был заколочен. Пока в 2017-м в Исторический музей не заглянул коллекционер с двумя чемоданчиками негативов. В одной из экспедиций сотрудники музея нашли на чердаке дома, где жил фотограф, множество снимков на стекле и на пленке, реактивы, фон для портретов. Савва Сивко сохранил память о жизни людей целой местности за долгое время. Эта память сохранила его. Дом с садом заброшен, потомки не пестовали наследия, не продолжили дела. Скромный крест на могиле стал безымянным. Но есть фотографии, выставка, публикации, неравнодушные люди, и памятник будет. У фотографов особые отношения с памятью, с историей и со временем – несколько фамильярные.

Примерно в одно время с Саввой Сивко в румынской Слобозии жил фотограф Костикэ Аксинте (1897-1984). Жизнь этих двух человек похожа, как их работы в простой документальной манере и почти одинаковой технике. Они, несомненно, нашли бы общий язык. Даже сохранность их фотографий приблизительно одинакова. Время, как художник сюрреалист, вступило в соавторство, вопреки простоте начального замысла. Причудливая драпировка вуали из черных трещин и светлых царапин между «здесь и сейчас» и «где-то тогда». Это каждый может увидеть без ретуши просто по ссылке. В 2013 году Сезар Попеску запустил проект по оцифровке работ Костикэ Аксинтэ, большая часть из которых в свободном доступе. В 2015-м графический дизайнер и ретушер из Австралии, Джейн Лонг, увидела в Интернете архив фотографий Аксинте. Изображения вдохновили проект «Танцы с Костикэ» (Jane Long «Dancing With Costică»). Люди со старинных черно-белых фотографий обрели живые цвета, переместившись в фантастические миры, пересекли океаны и годы. Серия была представлена в рамках Международного фотобиеннале в австралийском Балларате (Ballarat International Foto Biennale). Так мир узнал Костикэ.

Трудно сказать, согласились бы жители Любчи, Сенно, Куписк и Набережной видеть себя, своих родителей и других, кого, скорее всего, уже нет, среди тропических джунглей в окружении порхающих рыб. Это все далеко, или, наоборот, слишком близко. Так, что спустить фантазию с поводка может лишь иностранец. Белорусская фотография вспомнила новое имя. Выставка с фильмом рассказала историю, продемонстрировала подлинные предметы. По пути в гости к старому фотографу в коридоре фотографии о современных любчанских местах, о тех людях, что поведали эту историю. И для них в том числе. По-музейному чуточку строго. По-провинциальному чопорно самую малость. В общем отлично. Только, кажется, Отец Памяти теперь тоже хочет потанцевать.


















Текст и фото: Александр Морунов (Al’Morunov)
историк фотографии, фотограф, сотрудник отдела экранных искусств Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси. Обозреватель и толкователь фотографических проявлений.