Александр Морунов о выставке лучших фотоснимков TUT.by 2018

Александр Морунов о выставке лучших фотоснимков TUT.by 2018

Tut вам не там. Tut вам не World Press Photo. Tut усё добра. Tut усё спакойна. Tut ничего не происходит. Tut так і трэба. Ваши веки тяжелеют. Тело полностью расслаблено. 30 лет тишины: ни любви, ни войны. Поэтому снимать приходится изобретательно и вообще стараться. Как у северных народов: в их языках уймы слов для определения снега. Так и тут – это почти макросъемка. Жизнь насекомых. Как это он роет и роет в одном направлении и всё равно каждое утро откапывает дверь на работу.

Разделение обязанностей – замечательная вещь. Вот есть БелТА. У них всё по-другому. А тут…
Я ем под Тутбай. 13 лет в одном весе без фитнеса и диет. Или дольше. Я же не Дракула. В кафе на Дзержинского, 57 на 9-м этаже много стройных людей что-то жуют и смотрят на город сквозь фото портала, в которых отражаются сами. Раньше были газеты. Их читали перед обедом. Такие бумажные. На столах и в местах уединения, в них заворачивали, их подстилали, ими вытирали, их клеили на стены, затыкали всевозможные дыры. В газетах тоже были фотографии. Их иногда вырезали и вешали на стены.


Метрострой у ресепшена. В коридоре в кафе - производство сыра из молока. Удивительно! На окнах у столиков день ВДВ, парады, Коляды, цветы. Сбоку спорт. На подсобке пейзажи. На стеклянной стене опенспейса – религия, оra et labora. В уголке - ЖЗЛ. В другом коридоре дети, затерянный в снегах городок и мужик с поросенком в квартире, дом быта. «Узелок на смерть» строго напротив вешалки для пальто. Проходите. Мы поместили фотографии повседневности в повседневности, чтобы вы могли созерцать повседневность в своей повседневности. Тут вешаемся (в смысле - одежду), там руки моем, вот кушаем, здесь работаем, походу смотрим. Везде кто-то ходит и чем-то занят. Не контент, а контекст. Чтобы внимательно рассмотреть, нужно клеить их в туалете. Гарантирована вдумчивость и внимание к полутонам и деталям. Остальное неважно. Хорошие фото, плохие фото – все получаются «проходные». Это пресс-фото. Если ты, подобно бильярдному шару, перемещаешься по коридорам и вдруг изображение на стене заставит остановиться, то сзади кто-нибудь вмажется. Это будет удачный кадр. Но, это не точно. И туалет не как в Гомеле. Всех фотографий там не поместится.
Они сделаны для просмотра онлайн. Это самый удобный способ разглядеть всё как следует. Потому что действительно крутые субъект и момент требуют от фотографа больше везения, чем искусства. Повседневность оттачивает взгляд. Если на Октябрьскую площадь (не в Нью-Йорк же – там площадей таких нет) прилетят марсиане, этот момент кто-то первым дрожащими лапками криво сфоткает на мобилу – будет великое фото. Оно разлетится по миру, войдет в историю, будет стоить очень много денег. Без грамма стараний. Главное, быстро прогнать марсиан. В галерее TUT.by много старания, много качества. Все затеряются во времени среди тысяч других годных кадров. Это только фрагменты серий, которые ни о чем без контекста, который… Ну, вы сами всё понимаете. Эта выставка лишена смысла в том смысле, как это принято для большинства фотовыставок. Чистый маркетинг.
Тутбай в Минске в рекламе не нуждается. Фотографы уже имеют хорошую работу и PR за счет нанимателя. Только маркетинг кафе. Вот почему на выставке нет фотографий из разделов: «Финансы», «Деньги и власть», «Происшествия» или просто из топа. Маркетинговая приманка кафе не должна портить посетителям аппетит. Пусть худеют онлайн. А так ведь хотелось поиграть в теорию заговора, наплести про цензуру, про выбор общеприятных тем. Фигушки.


Фото: Александр Морунов