Альбом путешествий как автобиография лётчика Кучевского (18+)

Альбом путешествий как автобиография лётчика Кучевского (18+)

Между Белостоком и Гродно 1/6 часть суши, 40 лет перелётов.


Фотоальбом – это, наверное, наилучший способ рассказать будущему о себе. Рано или поздно, так или иначе, кто-то найдет и посмотрит. Мемуары не любят читать. Они не внушают ни доверия, ни симпатий. Документы скупы. Дневники – это слишком претенциозно. Дома разрушаются. Потомки забывчивы. Книга подписанных фотографий, расклеенных в виде истории. Несколько рукописных страниц. Они привлекают внимание, располагают к доверию, но позволяют интерпретации. Что еще нужно? Любой, кто об этом напишет, тот поддержит легенду и сам приобщится. Такой симбиоз на почве бессмертия.

О биографической фотоистории трудно писать, не впадая в биографичность. Сдерживать авиафильство, рассматривая альбом авиатора. История, география. Парадное и приватное. Самолеты в пустыне, казахская детвора, сибирские скалы, Москва с высоты, женщины, пара карточек ню, небо, море и обгоревшие трупы. Фара Витовта, Ленин и котики. Фотоальбом как повествование. С точки зрения фотографии. 

Предупреждение

Просьба впечатлительным людям далее не смотреть. ХХ век плохо соотносится со впечатлительностью. Осторожно: лонгрид и заваленные горизонты.

Фрагменты некоторых фотографий были размыты для публикации. Ну, мало-ли кого может шокировать изображение мужских гениталий. В 20-е годы, видимо, в этом крамолы никто не усматривал. На оригинальных кадрах никакого размытия, разумеется, нет. В этом читается различие между некоторыми нормами «тогда» и «сейчас». Хоть альбом создавался не для публикаций. Но прямота отображения реальной жизни - это то, что вызывает симпатию к автору и его работам.
Старая белорусская фотография – она чересчур белорусская. В этом ее недостаток. Такой вот вельтшмерц и зацикленность на локальном. Пейзажи лиричны. Портреты серьезны. Но граф Тышкевич и Хоментовская, карточки Чапских, Святских и Радзивиллов. Из жизни аристократии.

Простой советский паренёк

Иногда безо всякой астрологии удача определяется годом рождения. Пара-тройка лет раньше, и вместо искусствоведческого наброса - строчка в списке геройски погибших бойцов Первой мировой. По статистике. Николай Александрович Кучевский родился 16 декабря «Прочти всю эту дербедень Ты мой узнаешь «тезо-день (тезоименитства)» 1898-м под Белостоком в, как принято было писать позже в автобиографиях, крестьянской семье. Это видно по лицам. Изучал топографию в Курском землемерном училище (1915-18) Поступил на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, где, скорее всего, занимался аэродромным техническим обслуживанием, сначала в 9-м разведывательном авиаотряде (Курск и Павлоград), затем в  5-й армии РККА в Сибири. Слишком молодой, чтобы как следует повоевать, Николай Кучевский получил образование. Окончил Егорьевскую теоретическую школу авиации, Зарайскую школу лётчиков (1920), Высшую московскую школу военлётов (1922). Продолжал службу в Смоленске и Витебске.

Ars longa

Вот фотокнига. Альбом Н.А. Кучевского, командира авиаотряда разведывательной авиационной эскадрильи №2 Военно-воздушных сил РККА. 785 изображений. «Просто черно-белые пятна на бумаге». Есть и цветные. От океанского лайнера «Лузитания», 1913, до православного кладбища в Гродно, 1971. Теперь по порядку. Когда Бог наводил на земле порядок, авиация была в воздухе.

К фронтспису приклеен Ленин. Плакат к 100-летию с подписями на русском и на английском. Такой альбом можно сравнить с аккаунтом в соцсети. В нем будут фотографии с вами, и ваши работы, и фото друзей, и «репосты», и какие-то записи. Никакой концепции. Отпечатки моментов из жизни. А жизнь интересна сама по себе, когда жизнь интересна.
Подписи, прочая атрибуция – где-то есть, где-то частично, либо отсутствуют. Хронологическая последовательность соблюдена не всегда. Что-то удалено, добавлено, отредактировано, переклеено. И доподлинно неизвестно, как и когда заполнял альбом автор, а что было дополнено после него. Последней добавлено фото 80-го из Брестской крепости с племянником Н. Кучевского - Иваном Елисеевичем Попковым.  Это он передал альбом в БГАКФФД. Но есть целостное произведение с собственным почерком и дизайном, которое рассказывает об авторе больше, чем просто коробка с фотографиями. В общем, это напоминает то, чем сейчас занимаются в Russian Independent Self-published – штучные авторские альбомы и книги ручной работы.
Первые страницы с документальными кадрами для историков. Виды, портреты и самолеты. Дизайн страниц и подборка изображений, их оформление. Не часто можно увидеть трапециевидное кадрирование фотографий. Вырезанные по контуру, обведенные тушью. До фотошопа. Из разрозненных сюжетов начинает складываться повествование. Фотография объединяет не связанные между собой фрагменты в целостный текст с минимальным количеством цифр и слов, но при этом не менее содержательный, чем привычная книга, которая без картинок.

Memento mori

Carpe diem. «Этот парень был из тех, кто просто любит жизнь»… - и полный рот земли! Приходи смотреть. Авиационную романтику придумали люди, далекие от авиации. Немного здорового, сохраняющего психику цинизма, черного юмора, суеверий, документализм и малость эстетства. Даже авиакатастрофу можно красиво задокументировать. А кто уходит в себя, того потом быстро найдут. Работа такая – не в облаках витать. Ранняя авиация даже в мирное время была экстремальным занятием. Матчасть примитивная, лётных навыков, теории, практики эксплуатации тоже хватало далеко не всегда. Так они нарабатывались. Эвристически. Вылет как эксперимент и даже краш-тест. И что-нибудь еще можно приплести сюда из Эпикура, наблюдая фрагменты незнакомого опыта. В общем, всё по-простому. Летающий пролетарий. А самолет стал со временем самым безопасным видом транспорта, в том числе благодаря этим отчаянным мужикам.

ВВС лайфстайл

ВВС - это не только британское телевидение. Это советский шик с атмосферой почти Голливуда, блеск и нищета гарнизонов. Розовощекие барышни в платьях, сливы в саду, мотыльки в салате. Харлей-Дэвидсон, ужин на примусе. Модные шляпки, панцирная кровать, пикники на природе, казенные стены. Контрасты и непринужденность без надувания щек для солидности. Чем-то напомнило Инстаграмм Хоментовской.

Биографическое

Где-то вырезанные портреты, затертые подписи, кот вместо кого-то. Мы не узнаем точных причин, почему чьи-то портреты удалены, чьи-то нет. Может, шпиономания, атмосфера 30-х, а может быть, личное. Архивист Максим Мясников подробнее разбирается в этих вопросах.

Приказом РВС СССР №0102 от 08.04.31 г. Кучевский Николай Александрович, командир 43 авиационной эскадрильи, зачислен в резерв РККА с откомандированием для работы во Всесоюзное Объединение Гражданского военного (опечатка: воздушного. Прим. Авт.) флота. Основание: Ф. 37837. Оп. 4. Д.8. Л.236 (РГВА).
Альбом продолжается «экзотическими» фотографиями: Баку, Махачкала, Тифлис (Тбилиси), также Москва, Свердловск, Белосток (похороны отца, 1935). Далее Казахстан, Иркутск, Красноярск, Монголия, Сочи… Экспедиции, перелеты, аэродромы и города, а также курортные фото и частные поездки. Это всё никак не похоже на «ссылку». Только после 1931 года Николай Кучевский не появляется на портретах в военной форме со знаками отличия и наградами (Орден Красной Звезды (?), 1926). Первая половина 1940-х в альбоме пробел. Только несколько портретов (не более 10) без локации, с весьма приблизительной датировкой. И всё. Ни фронта, ни тыла. После подмосковная Салтыковка, вылазки в гости к родным и друзьям. Такой респектабельный пенсионный туризм. Бытовые, семейные и курортные. Еще крымская археология, Керчь, Пантикапей второй половины 50-х.  Около 1959-го чета Кучевских переселяется в Гродно. Фара Витовта до разрушения. В альбоме все меньше дат, имен, точных сведений. Хроника красивого старения с гостями, застольями, путешествиями.  1971. Похороны Николая Александровича Кучевского. Бедная Муся. Супруга, Мария (Муся) Кучевская появляется в альбоме около 1930 года. Без свадебных фотографий. Просто, не менее 40 лет они прожили вместе.

С точки зрения фотографии

Ей Николай Александрович, без сомнения, обучался. Профессиональные снимки для личного фотоальбома. Прекрасное чувство композиции, как в каждом кадре, так и в расположении карточек на страницах. Здесь талант составителя вместе с общим высоким качеством снимков – не все сделаны непосредственно Н.Кучевским. Он автор альбома, но не единственный, и большинства фотографий. В итоге целостное произведение. С тех пор, как Надар в 1858-м снял Париж с высоты, нестандартные ракурсы стали надолго привилегией сюрреалистов и авиаторов.  Как, например, снять костел с готическим шпилем и подчеркнуть его высоту? В квадратном-то кадре. Только по диагонали. Еще чуточку конструктивизма между стоек биплана. Светлые контуры «Юнкерса» ЮГ-1 на черном фоне. И других креативов во множестве, что подробное перечисление теряет какой-либо смысл. Незачем пересказывать хорошую книгу.

Источники:
1. Архивы и делопроизводство. 3 (117).2018, Максим Мясников «Фотоодиссея» военлёта Николая Кучевского, стр. 98-108
2. БГАКФФД, Фотоальбом №А48-001 – А48-785 Дата поступления: 07.06.2018, Источник поступления: коллекционер И.Е. Попков (Семейный альбом Николая Александровича Кучевского, командира авиаотряда разведывательной авиационной эскадрильи №2 Военн-воздушных сил РККА) Крайние даты: Нач. ХХ в. – 1980 г.
3. Полет авиатора, Опубликовано: 28 апреля 2017
Подготовил Александр Морунов