2х2 задачки с отрицанием отрицания

2х2 задачки с отрицанием отрицания

Одна выставка. Молодая белорусская фотография. Два проекта. Разные темы. Стилистический контрапункт и видимая непохожесть. Больше общего.

Усим калгасниками и вапчэ жыхарам сельскай меснасци трэба жыстачайшы трэбаваць па адной базавай за кажды кадр! Вмесце з дублями, настройками, усим эцим вот «гэта я с случайна». Без НДС, вапчэ мима кассы наличными проста себе грошы кабы брали. Все, дажэ Андрэй Горват, хоць он и хипстар. Так фатографы хоць какую пользу для дзярэуни здзелаюць или не палезут бо сколька можна. — Прошу включить этот пункт в мою предвыборную программу под лозунгом «Морунов—на—всё—А.А.»
Прекрасная тонкая ирония в названии проекта Елены Ерошевич. Галерея чиновников или номинантов местного Forbes в их среде обитания — это было бы толсто. Портреты горожан с ним — уже тавтология.
«Просто люди» — вымирающий вид со страниц Красной книги. «На черном деконтекстуализированном фоне примитивной импровизированной студии» — автора покусал кто-то из VEHA («Найлепшы бок», фотографы—передвижники), но заражение удалось купировать и осмыслить. Вместо банального подражания арт-лейтмотив. Жест искусственности, условность, выделение из среды в среде. Двойное отрицание. Вот последние из могикан, кто любезно согласился позировать. Представьте опустевшие стойбища, покосившиеся вигвамы. Представьте вот эти лица с цивильной одеждой без перьев, бус и томагавков за поясом. Скоро вы не увидите всё это в сочетании. Только в музеях и резервациях для туристов. Эдвард Шерифф Кёртис шлет привет последователям и коллегам. «Пока она не исчезла». Только фигня это всё про индейцев. Без развесистой клюквы. Просто люди. Просто констатация. C'est La Vie.
«Художница Стефани Ли Роуз (Stephanie Leigh Rose) из США решила бороться с селфи. Она считает, что фотографии современной молодежи стали слишком неестественными, и изобрела свой способ делать снимки. Во время путешествий по миру девушка просто падает на землю лицом вниз, притворяясь мертвой»*. Ассоциативно. Наверное что-то в атмосфере.
Задачка с двойным отрицанием. Неестественность селфи, доведенная до абсурда, дает эффект естественности. Культура селфи как апофеоз эгоцентричного нарциссизма обращается в противоположность в серии автопортретов, где лицо скрыто или не имеет решающего визуального значения. Далее о глобальном: автопрортрет в искусственной среде. Вот есть Я и вот мир вокруг. А, что, есть что-то другое? Вот проблемы этого мира, вот мои в нем. Это слишком серьезно, чтобы делать серьезный вид. Серьезность — одна из глобальных бед человечества. Рита Новикова с проектом «Aqua» умеет в красиво и документально. Это все давно знают, что не бывает фотографии более документальной, чем художественная манипуляция.
Потирая зеленые лапки, радостно выгибая чешуйчатый хвост: да, наконец-то этот взгляд homo ludens сквозь аквариумное стекло, где сквозь отражение собственной физиономии просматривается жизнь прочих особей, с какой стороны ни разглядывай. Человек человеку юннат и естествоиспытатель.  И, барабанная дробь: то, что называют белорусской молодой фотографией, похоже, утратило интерес к таким фетишам, как этностиль, идиллическая деревня, историческая реконструкция и замшелые камни. Это как преодоление чрезмерной увлеченностью селфи в национальном масштабе, как новый уровень зрелости белорусской культуры. Серьезные темы в виде игры, отстраненность наблюдателя без идеализации, хтонической скорби и левитановского болезненного всматривания. Чистая честная игра с образами и формами, за которыми темы и осмысления.
И, да! Это весьма замечательно — фотографии в рамах без стекол. Никаких селфи.
* Инстаграм Стефани Ли Роуз
Первая выставка проекта «2х2» доступна до 2 июня 2019 года. Авторы: Елена Ерошевич и Рита Новикова
Текст и фото: Александр Морунов