Сэмюель Беккет
Магия появления фотографии в ванночке с проявителем. Красные от света фонаря фотографии, развешенные для просушки на бельевых веревках в ванной комнате. Приглушенное звучание любимых зарубежных мелодий из постоянно теряющего волну радиоприемника. Ворчание родных за ночные беспокойства. Постоянная битва за правильное «зерно». Фотографии, которые ночью кажутся такими прекрасными, и которые так ожесточенно рвешь поутру… Знакомая история?
На простой вопрос: «Сколько лет фотографии?» - легко можно ответить самому, вычтя из даты текущего дня историческую дату 7 января 1839 г., официально считающуюся днем рождения фотографии. Почти 170 лет (и века предистории) непрерывного развития, самоопределения, утверждения в правах самостоятельного вида искусства, огромного влияния на развитие цивилизации.
Что можно выделить в качестве основных вех на пути развития в столь коротком тексте?Магия зафиксированного изображения, создаваемого камерой -- обскура, навсегда перевернула мир. Имена Дагера, Ньепса, Толбота вошли в историю цивилизации.Первые фотографы – первооткрыватели во всем, кроме традиций искусства, доставшихся им по наследству (Маргарет Камерон, Надар). Врожденный талант художника, получившего в руки новый инструмент. Эксперименты с моментальными снимками (Эдвард Майбридж, Николас Мюрей), открывают новые возможности видения, не доступные раньше человеческому зрению, закладывают основу кинематографа.В первый раз человек так объективно увидел себя со стороны и … на мгновение растерялся. Но только на мгновение. Время - деньги. Быстрее, лучше, дешевле - слагаемые бизнеса, подхватившего знамя нового изобразительного средства. Технологии, патенты, изобретения… и вот уже фотография становится доступна. Уже к началу 20-го века из новой игрушки для богатых фотография приходит в народ.
«Вы нажимаете кнопку - мы делаем все остальное». Каждый может почувствовать себя художником. Улыбайтесь – вас фотографируют.
Любителям - солнечные закаты, пикники, семейные хроники, образы памяти.
Художники в недоумении -- так каждый может, где уникальность, нам не нужна реальность. Красота спасет мир. Сделаем из фотографии картину. Фотография – вон из художественных выставок. Даешь Искусство.
Пикториальный тип репрезентации, попытался «гуманизировать» фотографию отождествив ее с искусством.
«Два пути» Рейнляндера – первый успешный коммерческий проект. Красота неплохо продается.Вплоть до двадцатых годов нового века, фотография развивается под знаменем пикториализма, достигая художественных вершин в работах вдохновеных адептов. (Демаши, Кларенс Г.Уайт, Робинсон, Дртикол, Давидсон и др). Уникальные технологии благородной печати. Ювелирное исполнение. Настоящие произведения искусства. Как и всякий стиль, в любительском исполнении пикториализм постепенно скатывался в пучину массового вкуса и заштампованных сюжетов. «Туманный пейзаж, освещенный сиянием заходящего солнца и оживленный ритмическим рядом деревьев, как правило, тополей, возможно, отраженных в воде».Подобные изображения назывались «пейзажными композициями», обозначались как «Озеро», «Далекое» или «Сад сновидений» и были очень похожи одно на другое независимо от автора или места происхождения.Документальным фотографам осталась этнографическая и видовая фотография. Военные архивы гражданской войны в Америке (агентство Брейди, Гарднер, О"Салливан), уходящие цивилизации (индейцы Эдварда Кертиса), криминалистика, визитные карточки с фотографиями, невиданные места за далекими горизонтами. Работы, в принципе, хватает, но не называйте, пожалуйста, себя художниками.Первая мировая война смещает центр искусства в Америку. Подхватив, по началу, знамя пикториализма, Алфред Стиглиц, меняясь сам как художник, начинает отстаивать новое понимание фотографии. В издаваемом им журнале Camera Work уделяется все больше внимание новым фотографам. (Эдвард Стэйхен, Пол Стрэнд).«Объективность есть само существо фотографии, ее вклад и одновременно ограничение… Честность не менее, нежели сила видения, является предпосылкой живого выражения. Полнейшее осуществление этих вещей достигается без каких-либо технологических хитростей или манипуляций, при помощи прямой фотосъемки» - манифестация Стрэнда закладывает фундамент «новой вещественности».Два полюса фотографии явственно обозначились – документ или искусство?При всей очевидности вопроса - есть ли История белорусской фотографии? - ответ не кажется ни очевидным, ни риторическим. Есть история как калейдоскоп разрозненных исторических фактов, полузабытых или не открытых имен, мифов и … очень мало фотографий. Тех, которые собственно и создают Историю фотографии, которые стали культурным достоянием и визуальной памятью нации. Будь то исторические фотографии или творческие работы талантливых авторов. Фотографии Прушинского, Булгака, Дашкевича, Эпштейна, что еще приходит на ум? Гордимся, конечно, что и Наппельбаум здесь начинал. Написанной истории тоже не существует. Кроме нескольких публикаций и немногочисленных текстов в интернете -- полное забвение и тишина. Для сравнения можно посмотреть на соседнюю Литву, где фотография, наряду с баскетболом, стала предметом национальной гордости, а Суткус уже стал классиком.
Пришло время создавать Историю белорусской фотографии. Да именно создавать нам, живущим на этой земле. А никому другому это собственно и не нужно. У них уже есть история – Своя. Есть история Американской фотографии, Французской, Литовской, Немецкой и многих других.Есть история фотографии, как описание развития фотографии в разных странах, в разные исторические периоды. Есть Имена, которые своими работами делали Историю фотографии и уже сами стали Историей. Вехи на пути развития. Для всех и навсегда. За Именами – этапы развития, направления, визуальная хроника развития человечества XIX -- XX вв. Есть ли в этой Большой Истории имена белорусских авторов? Известная в Беларуси с конца пятидесятых годов ХIХ века, она следовала в общем русле развития фотографии. Изобретатели вносили свой вклад в развитие технологии. Развивалась документальная фотография в ее краеведческом и этнографическом проявлениях. Появилась коммерческая фотография -- студийная портретная и видовая. Фотография утверждалась в научном, криминалистическом и военном применении («Улучшение фотографической и визуальной воздушной разведки»). В 20-е годы ХХ столетия фотография достигает уже высокого художественного уровня (портрет, этнографическая фотография) и продолжает успешно развиваться до конца 30-х годов.Стоит отметить некоторые особенности раннего периода развития белорусской фотографии. В фотографическом мире на переломе прошлого века обозначилось активное противостояние двух подходов к фотографии:- с одной стороны развивался пикториализм (для получения изобразительной «живописности» все средства хороши: отказ от излишней резкости/детализации в пользу мягкого фокуса, «благородных» техник печати, придающих фотографии «картинное» изображение, плюс выбор сюжетов лирического или символического характера),- с другой стороны укреплялось отношение к фотографии как первому технологическому виду искусства, единственному имеющему физическую связь с реальностью и выстраивание практики фотографии, исходя из чистоты использования специфического изобразительного средства.Может быть потому, что в Беларуси эти дискуссии не достигли градуса накала, необходимого для перехода на качественно новую ступень, отзвуки этих споров продолжают витать над нашими просторами до сих пор. При том, что фотография кардинально меняется с появлением компьютерных возможностей воздействия на фотоизображение.
Можно отметить, что здесь совершенно не проявились конструктивистские, (формообразующие) тенденции в фотографии, который сформировались в Европе и России в 20 – 30-х годах ХХ века. (Сохранилось несколько зданий, построенных в духе того времени).Итак, около полувека белорусская фотография развивалась относительно свободно (не забудем, что Белоруссия была Северо-Западным краем царской России). Пусть не столь бурно как в Европе и в Америке, но проходя путь естественного развития.Затем наступили годы перестройки. Наступившая свобода, глобальная ломка мировоззрения, переосмысление прошлого. Белорусская фотография конца 80-х начала 90-х, вернее её новые, экспериментальные проявления, востребована и в первую очередь за пределами страны. Проходят выставки в Москве и затем, в рамках большого количества крупных проектов, исследующих постсоветскую фотографию. Для исследователей фотографии этот период доступен для изучения в большом количестве публикаций, как правило, зарубежных. С другой стороны, в 90-е годы накладываются несколько негативных факторов, сдерживающих развитие фотографии. Экономический коллапс, с одной стороны, и с другой – технологический переход с традиционного, аналогово на цифровой способ получения изображения.
Конец ХХ века, вплоть до появления доступных цифровых зеркальных фотоаппаратов, проходит в вялом ожидании развития событий. Уже сложившийся круг авторов продолжает представлять белорусскую фотографию за рубежом, фотожурналисты осваивают новые возможности для сотрудничества с отечественными и зарубежными изданиями и агентствами, клубная фотография продолжает «вариться» в среде маргинального существования. Новых авторов практически не появляется.
И только сейчас созрели, пусть и минимальные, условия для развития фотографии и в Беларуси, что мы можем наблюдать по большому количеству проходящих выставок, представляющих новое поколение белорусских фотографов.Этот краткий экскурс в историю необходим, чтобы попытаться найти ответ на вопрос – есть ли История белорусской фотографии?История белорусской фотографии существует, но она должна быть отражена в написанных текстах, изданных книгах, доступна для изучения и анализа. Кроме того, она должна быть вписана в контекст мирового развития фотографии. Только такой подход поможет выстроить логику исторического развития фотографии в Беларуси.Белорусская фотография находится сегодня на периферии мировых процессов развития (будем смотреть правде в глаза). Вернее, в ее географическом центре. Все мы видим, что происходит в Москве, которая превращается в один их мировых центров искусства, где проходит огромное количество выставок -- классиков фотографии и самых известных современных авторов. Можно ожидать, что это даст импульс к развитию российской фотографии в будущем и ее интеграции в мировой художественный процесс.
В Беларуси фотография до сих пор не получила общественного признания. В силу исторически сложившихся причин, оказавшись в изоляции от мирового процесса, она не прошла весь путь последовательного развития, не стала фактором, определяющим визуальную культуру Беларуси и соответственно не заняла подобающего места в культурной жизни страны. К сожалению, все то лучшее, что было и что есть в белорусской фотографии, существует в разорванном культурном пространстве, не фиксируется как факт культурного события, не анализируется, не изучается, и как следствие, не становится для начинающих фотографов, наряду с мировой классикой, фундаментом для самоопределения, становления и творческого роста.Отдельным пунктом стоят вопросы фотографического образования. Высшее образование в области фотографии у нас отсутствует, а те учебные проекты, которые существуют, ориентируются в первую очередь на техническую сторону, следуя сложившимся представлениям, что учиться фотографии - значит изучать технологию фотосъемки. Как показывает мировой опыт, изучение истории фотографии является необходимой частью процесса обучения. Причем не просто сухой истории фактов и знаний предмета, а живой истории фотографий и проектов разных авторов, работавших в разное время, в разных странах, в разных условиях. Лучшие фотографы оставили нам наследие в виде работ, размышлений над тем, что является важным и остается на века, а что проходит вместе с модой. Чтобы понять, что есть современная фотография, надо знать какой она была вчера, представлять, какой она станет завтра. Чтобы быть интересным, чтобы быть востребованным сегодня.
Еще одной проблемой является то, что фотография в Беларуси всегда была предоставлена сама себе. Отсутствие профессиональной художественной критики объективно сказывается на уровне развития.. Взгляд самих фотографов изнутри процесса по определению субъективен и пристрастен. Попытки же искусствоведов, воспитанных на классических традициях восприятия искусства, анализировать фотографию, которая имеет свою природу и особенности технологического медиума, часто сводятся в анализу изобразительной выразительности. «В этой работе вы в наибольшей степени приблизились к изобразительному искусству».Белорусские искусствоведы, как и сами фотографы, не получают полноценной визуальной информации о процессах проходящих в мировой и отечественной фотографии, часто не владеют суммой теоретических и философских дискурсов, позволяющих более объективно и полно оценивать произведения фотоискусства. Может поэтому искусствоведы с большей охотой берутся анализировать «пикториальную» основу фотографии или компьютерную пластическую изобразительность, обозначившуюся в последнее время. Таким образом фотография втягивается в несвойственные ей сферы или, по крайней мере, вырабатывается пренебрежительное отношение к документальной основе фотографии. (Вопрос, что же собственно понимается сегодня под термином «современная фотография», вынесем за рамки данного обсуждения).
В последнее время обозначился интерес культурологов и искусствоведов к анализу белорусской ситуации. «Дискурс первого» (С.Полещук) явно обозначил болевые точки на пути первичной артикуляции вопросов истории белорусской фотографии. Даже добросовестный исследователь упирается в вопрос доступности фактологических материалов, собственно самих фотографий авторов, которые могли бы занять место в общепризнанной иерархии художественных авторитетов. Любая попытка выстроить историческую перспективу в данных условиях, будет субъективной интерпритацией авторского видения.
История белорусской фотографии может быть выстроена как совокупный взгляд многих исследователей после кропотливой работы по введению в художественное обращение визуального наследия.Будем надеяться, что и у нас сложатся условия (они уже создаются) и на фотографию обратят внимание не только тысячи любящих ее людей, но и те, кто заботится о развитии белорусской культуры. А бизнесмены смогут найти способы получения прибыли от вложения денег в развитие фотографии.
Молодым авторам можно посоветовать не замыкаться внутри белорусских реалий, а пробовать себя на международной фотографической сцене. Хорошая возможность приобрести опыт и разобраться со своими художественными амбициями.Ну, а будущее белорусской фотографии?
Будущее впереди.С. И. Кожемякинфотохудожник,