Татьяна Федоренко:Разочарования. Или всему свое место
«Дайте мне фотоаппарат и я переверну весь Минск…»
Каждый Город – огромный живой организм. Его жизнь измеряется совершенно другими временными отрезками и проходит в ином измерении, нежели человеческая. Наша скоротечность не позволяет уловить изменения в Его сущности, и только по прошествии какого-то промежутка времени, порой совершенно неожиданно для самих себя, мы замечаем, что Город вступил в новую жизненную фазу.Еще труднее это заметить в Минске. Ибо Минск, как я считаю, трудный для созерцания и понимания Город. И еще труднее он для фотографа, который задумает этот Город не просто сфотографировать, но и почувствовать. Попытаться передать эти ощущения зрителю. Не внешнюю мимолетную суету улиц, которая присутствует в любом Городе. А именно сущность. Своеобразие. Индивидуальность.А индивидуальность Минска ускользает. Он не похож не на один Город, и в то же время Он – как музей Городов под открытым небом. Как отражение сотен фрагментов, увиденных в Москве, Питере, Киеве. Его самобытность глубоко спрятана. За вычурной стандартностью фасадов, образцы которых как будто привезли извне и аккуратно подогнали друг к другу. Его суть проявляется не сразу, и то, если присутствует желание ее рассмотреть. Конечно, для каждого человека Минск – разный. Я попробую передать зрителю свое видение, свое понимание Города.Экспозиция состоит из 24 работ, отобранных из больших серий «Ракурсы» и «Минск, которого нет…», начатых в 2004 году. За это время Город успел значительно изменить свой облик, перестроиться или местами просто кануть в небытие. Неожиданность многих ракурсов в совокупности с задуманной стилизацией – попытка заставить зрителя по-иному взглянуть на Минск. Хотя бы посредством фотографии. И может затем зритель, выйдя в Город и пройдясь по знакомым улицам, оторвет взгляд от асфальта и поднимет голову. Услышит биение пульса такого знакомого и в тоже время очень незнакомого Города. Сможет уловить, какие они долгие, эти едва заметные нам мгновения Его жизни.На открытие выставок в баре-клубе «Экспансия» 24 февраля я не попала. Впрочем, посетить выставку не получилось и в пятничный вечер. Ресторан – есть ресторан, вход туда только для посетителей заведения с целью поесть-выпить, но никак не созерцать искусство. Во всяком случае, этот повод всегда будет следовать за утолением голода и жажды. В эту пятницу в одном зале был банкет, другой показался охраннику заведения не очень удобным для моего комфортного просмотра, но, думаю, он больше заботился о благополучии посетителей. Ну а так как в одиночестве распивать кофе мне не очень хотелось, ушла я из «Экспансии» очень быстро, так ничего и не увидев.
Это претензия скорее к организаторам выставки, нежели к рестораторам. Фотографии в ресторане служат украшением интерьера, зачастую становятся приятной неожиданностью для посетителей. Для более вдумчивого восприятия фотографии как искусства, выставки как целостного продукта и итога работы фотографа и куратора, нужен свободный доступ к экспозиции и более демократичное пространство. Например, в кафе «Лондон» можно просто зайти и посмотреть. Зависание над посетителями не смущает ни их самих, ни барменов. Но «Лондон» – это скорее приятное исключение, и посетители кафе могут за чашкой кофе или чая поговорить о том, что видят вокруг себя. «Экспансия» - заведение типично ресторанное, и фотографии как творческий порыв вряд ли найдут у посетителей тот отклик, которого ждут фотографы.С другой стороны, выставки в ресторанах и клубах могут стать хорошим маневром в приобщении минчан к искусству. Ненавязчиво и красиво фотографии вместе с яствами и напитками будут вливаться в умы и души зрителей. Если только акцентировать их внимание на том, что фотографии являются выставкой, а не просто украшением интерьера. И тогда, может быть, раз на третий-пятый посетители ресторанов обратят на них более пристальное внимание.Но есть и другая сторона. Проведение выставок в питейных заведениях лишает очень многих потенциальных зрителей возможности посетить ее в любой день после открытия. У одних нет возможности, у другие – желания посещать рестораны. В любом случае, владельцы заведений должны предупреждать охранников, что можно и нужно пускать потенциальных зрителей. Или же размещать выставку в таком месте, где она и смотрится хорошо, и посетителям ресторана можно не мешать. Они туда отдыхать приходят, и деньги платят немалые. А тут какие-то люди над столом висят, что-то там рассматривают. Кому такое понравится?В итоге, открывшиеся в «Экспансии» выставки получились однодневками и остались за бортом моего (и не только) внимания. А жаль. Судя по фотографиям с открытия оформление оригинальное и содержание должно быть интересное. Но, увы, ничего этого я не увижу, попасть всем желающим можно было только в день открытия. А дальше - даже и не знаю, то ли столик заказывать, то ли мешать посетителям (чего явно охрана не позволит)... Это в очередной раз доказывает, что всему должно быть свое место: выставкам – галереи, развлечениям и еде – рестораны. Но из-за традиционной для Минска нехватки пространства и выставляемся или где придется, или где разрешат.Источник: znyata.com