Между…

Между…

Выпуск № 26

Как и обещалось, в «Ложке дегтя» будет место не только ироничной публицистике,
но и посильным попыткам анализа текущей фотожизни.
Не являясь профессиональным критиком,
автор вправе себя считать профессиональным зрителем
и с этой точки зрения делиться с другими зрителями своими впечатлениями
и выводами, не претендуя на их объективность.
Поводом к размышлениям стала выставка И. Пешехонова
«Фотографические опыты с обнаженной натурой», открывшейся в кафе «Экспансия».
О жанре ню в нашей фотографии можно сказать только то, что он есть.
Спорадически у отдельных авторов на отдельных выставках
появляются отдельные работы.
О чем можно сказать уверенно – этот жанр не стал
и не станет значимым явлением  в нашем целомудренном фотоотечестве,
в отличии, например, от братской Польши.
Искусство ню – искусство буржуазное,
а Беларуси неведома эта социальная формация и по этой же причине
все частное, интимное и откровенное у нас не отрицается,
но пропагандируется только в рамках создания семьи.
Искусству дозволено говорить об обнаженности только с эпитетом «прекрасное»
И то не во всех фойе.
А фотография всегда воспринимается как сестра порнографии,
что справедливо, так как и мы, и наши «госдуховники» о последней узнали от первой.
И фотографы всегда будут на мушке у ответственных за здоровье нации лиц.
Размытость формулировок, изменчивость допустимого,
неизбежная субьективность всегда будут и полем для спекуляций,
в том числе и уголовных.
К сожалению, И. Пешехонов не стал исключением,
и его творчество в родной Лиде вызвало отнюдь не творческий интерес.
Здравый смысл победил.
Но какой след остался в душе художника, не трудно догадаться.
Однако, сознание зрителя выставки
упорно игнорирует социально-профессиональные невзгоды автора
и концентрируется только на конкретных картинках,
извлекая из своих запасников аналоги жанра из мировой практики.
И здесь будет уместно обозначить изменения,
которые происходят с изображением обнаженного тела в современной фотографии.
В традицию «прекрасного» впрыснута доза «правды»,
которая распространяется как вирусная инфекция
и образ обнаженного тела мутирует
в образ подопытной физической оболочки человека,
лишенной классической богоподобной ауры.
Поиски «правды» обострили интерес художников к физиологии моделей.
Но жрецы храма Тайны Тайн,  гинекологи
во всем мире пьют горькую от хронической тоски.  
Сегодня тело представлено как объект, склонный к насилию,
провоцирующий насилие и жаждущий насилия.
Причин такой мутации много.
Но я бы остановился на одной – девальвации изображения привлекательного тела,
еще традиционно – женского.
Интернет, СМИ и мода на сексуальность
сделали запретный плод человечества тиражным рыночным товаром,
который поставляется потребителю
в беспрецедентных для всей истории цивилизации масштабах,
а в реальном пространстве пляжный сезон стал круглогодичным.
И поведение художника в этой ситуации становится чрезвычайно сложным.
Его желание поделиться с миром своим открытием тайны плоти
вынуждено конкурировать
а) с колоссальной армией коллег, работающих в этом жанре и
б) с опытом зрителя, перекормленного этой информацией.
Работающий с наготой фотограф всегда находится между допустимым и еще нет.
Между запретным и уже нет.
Он существует между своей тайной и желанием ее раскрыть.
Мне кажется, что выставка  Игоря и демонстрирует это пограничное состояние.
Он представил опыт перехода одного цикла жизни жанра в другой,
от «прекрасного» к «правдивому»,
уже простившись со старой поэтикой, но еще не овладев новой.
Но мне, как зрителю, гораздо ближе традиционные образы,
где пульсирует та самая тайна жизни, непознанная и манящая.
И я им больше верю.
Эти образы не нуждаются в аксессуарах, не требуют театральности и поп-символики,
не требуют брутальной откровенности, не требуют рискованных поз.
Собственно, я говорю об одной работе, которую полюбил давно и сразу –
она  открывает выставку.
На ее фоне дальнейшие опыты скорее ставят вопрос об их целесообразности.
Как только фотограф обращается к постановочной, игровой композиции,
он автоматически ступает на театральную сцену, где работают другие,
часто неизвестные фотографу законы, где природной одаренности уже не хватает.
Я очень осторожно отношусь к «правде» в постановках.
Яркие примеры Х. Ньютона и Я. Саудека – скорее гениальные исключения
из бесталанного потока.
Это, как говорят в сети, мое глубокое имхо.
Но  оно укрепляется фразой Ф. Ницше:
«Искусство нам дано за тем, чтобы мы не умерли от правды».
Но выставка натолкнула и на более широкие размышления.
И себе, и другим я задавал безответный вопрос:
«В чем заключается традиция белоруской фотографии?»
После «Опытов» Пешехонова я нашел свой ответ.
Белорусская традиция - это традиция самородка-одиночки.
Мне кажется, что это характерно и для всей нашей творческой фотографии.
Она живет своей жизнью между любительским и прфессиональным,
сама себя рождает, воспитывает, гордится и хоронит.
И этот самодостаточный «middle way», похоже, устраивает всех.
Сохранение традиции связано с неизменностью выполнения ритуала.
Даже, вопреки собственным сомнениям.
Как говорит классик: «Не взирая»…
И вспоминается Тарковский:
«Нужно что-то осознанное делать регулярно – например,
каждый день выливать стакан воды в раковину».
Или поливать засохшее дерево.
Я вижу главный результат выставки И. Пешехонова в том,
что он добросовестно выполняет ритуал.
И традиция одиночки в нашем фотоотечестве не прерывается.
Вступительное слово к выставке называется «Взгляд в поисках языка».
Не думаю, что эта игривая двусмысленность носит программный характер,
однако хорошо характеризует нашу взыскательность.
В тексте цитируется И. Бродский и его взгляд на античную обнаженность.
А мне все кажется, что это не мы ставим опыты над телом,
а обнаженная плоть во все времена ставила и ставит свои опыты над нашим сознанием.
Дразнит, хохочет, грустит и ускользает, как хрусталь воды из рук.
И так будет всегда.
В заключении позволю также обратиться к поэту,
чей взгляд на нашу тему я полностью разделяю.
В. Хлебников
И стана белый зтот снег
Не для того ли строго пышен,
Чтоб человеку человек
Был звук миров, был песнью слышен.
Автор: Валерий Ведренко
Фото: Валерий Ведренко
15.04.2010

обсудить на форуме ZНЯТА