Консервация фотографии

Консервация фотографии

Выпуск № 27

Когда-то я читал.
И когда-то запомнил, что всякое явление имеет три формы существования.
Очевидную, неочевидную и, прости Господи, -  трансцендентальную.
С позиций этого знания попробую поделиться своими впечатлениями от фестиваля
АRT. INTOUCH., с акцентом на фотографии, представленной авторами
С. Кожемякиным, С. Ждановичем, И. Савченко.
Очевидное
Три достойных автора. Вежливая экспозиция.
Каждый, но в разной степени, говорит о времени и о себе
хорошо поставленным голосом.
Каждый заботливо организовал свой мир.
Мило, уютно, приятно, интеллигентно, знакомо.
Довелось подслушать диалог на вернисаже
А.  Хорошая выставка!
Б. Слышь, а это самые лучшие фотографы?
А. Ну, да… Это же музей… Выставка – супер!
Б: Слышь, а чего у одного три картинки, а у этого – вон сколько..?
А: Так это же Савченко. А Савченко – гений!
Б: Типа -  Толстой?
А: Типа, да…Ну, выставка – атом...!
Б: Слышь, а чего он такого сделал?
А: А он научился карточки гениальные печатать…
Б: Типа этих?
А: Типа, да… Хорошие карточки…
Б: Слышь, а это чего?
А: А так фотки получаются.
Только потом их надо перевернуть… Фотографы рулят!
Б: Слышь, а слоники, слоники – живые или как..?
А: Да за…бал ты меня своими слониками! Смотри картинки!
Хорошая выставка!?
Б: Ну, типа – да… конечно…
А: Тогда пошли на художников …
Неочевидное
В манифесте фестиваля (увы, анонимном) среди прочих благородных намерений
есть и просто скромные замыслы:
«Мы претендуем на то, чтобы быть энциклопедией, изданием, путеводителем по белорусскому современному искусству, включая его в европейский контекст».
Очень знакомый стиль и интонации.
К Планете, Космосу и Покоренной Европе добавилась Энциклопедия.
У белфото уже есть несколько ее Историй.
На нескольких листиках формата А4.
Подколем еще листок с Энциклопедией.
Впрочем, вернемся к ударникам десятилетки.
Общее настроение выставки выражает цитата СК из БГ
«Сны о чем-то большем».
Обозначенная серия С. Кожемякина открывает экспозицию
и выглядит вполне свежо и неожиданно.
Порадовала подборка умным юмором,  который полностью
исчез из нашего обихода.
Жаль, что автор не указал, чьи именно сны он репрезентует –
Свои. Народные или «Всенародного».
Для ощущения полного циркового маразма на индо-африканском существе
не хватает только сомбреро.
Но образ нового времени найден.
И не беда, что половина картинок этот образ разжевывают.
Лучше усвоится.
О работах С. Ждановича говорить трудно – их просто мало,
чтобы погрузиться в его «сны».
Картинки воспринимаются как приложение к гвоздю экспозиции –
волшебной коробочке с дырочкой.
И о ней – отдельно.
На вопрос: «Ну, как Савченко?» часто слышу ответ:
«Хорош! Как всегда – хорош!».
Кто-то склонен и к более весомым определениям.
От себя скажу, что мне близок дух работ Савченко.
Это состояние угрюмой тишины между войнами,
неважно – бывших или будущих.
Запах грязного снега и далекого пожара. Гудки поездов в тумане оттепели…
Вспоминаются фильмы А. Германа
и собственные неприкаянные блуждания
по железной дороге
в наступающих сумерках.
Симпатичны и «библейские» спальные районы.
Но в таком количестве «уникаты» производят не менее унылое впечатление,
чем реальные «хрущевки».
На мой взгляд, помянутое «как всегда»-
сомнительный знак качества для художника.
Представленная на фестивале фотография оказалась окрашенной в задумчивые, медитативные тона.    Но она кажется извержением вулкана,
по сравнению с живописной экспозицией.
Я бы ее назвал «Жизнь после смерти».
После знакомства с отчетом за декаду мастеров колорита,
мне захотелось подойти к обобщенному образу художника
и совершить ритуальное  INTOUCH –
сочувственно пожать ледяную руку мэтру и уткнуться мокрыми глазами
в холодное бессмертное плечо…
Трансцендентальное
На одном из фотофорумов Н. Савченко (Исторический музей)
читала доклад «Консервация фотографии в Беларуси».
Разумеется, речь шла о музейной реставрации, хранении
и экспонировании фотодокументов. Однако тема доклада, для меня,
стала метафорой-диагнозом состояния фотографии в Беларуси.
Представленная выставка только укрепила  эти наблюдения
Осторожные дигитальные опыты С. Кожемякина не меняют стиля автора,
обретенного в прошлом веке на волне перестройки.
Либерально-интеллектуальная ирония в отношении социума
по инерции  движет фотографа и по новому времени.
Инерция – энергия движения и двух других авторов,
предлагающих сюжетную инфантильность сквозь ретроспективные технологии.
Но это – свободный выбор художников.
Их святое право.
Смущает выбор кураторов.
Вернее, их видение белфото в европейском контексте
Я допускаю, что это -  начало проекта.
Но сколько же лет понадобится ежегодному фестивалю
для создания обещанной энциклопедии современного искусства
за прошедшее десятилетие?
Но самым удивительным открытием для меня стало парадоксальное соответствие фотоэкспозиции общему снотворному климату в стране:
«Жить по новому, ничего не меняя».
А может это и есть – документ эпохи?
О Слово! Как ты много значишь!
Ведь в традиционной фотографии слово «РЕЖИМ» - ключевое! Ай, ай, ай…
Кто-то обожает пленку, кто-то бредит цифрой, кто-то млеет от старой фотобумаги.
У каждого – свой кайф…
Но лично я испытал тихий экстаз перед экспонатом С.Ждановича.
Его камера-обскура нейтрализует все представленные результаты
ее использования и чудесным образом сообщает зрителю,
что фотография имеет первопричинное происхождение
и формы ее существования столь же разнообразны,
как сама непредсказуемая жизнь.
Очевидная, но невероятная.
Постигаемая,
но непостижимая…
И за это – спасибо.
Автор: Валерий Ведренко
Фото: Валерий Ведренко
26.04.2010

обсудить на форуме zнята