«Копия мнимой реальности» Андрея Щукина будет представлена в Москве

«Копия мнимой реальности» Андрея Щукина будет представлена в Москве

Выставка будет проходить в основном  зале галереи FotoLoft с 21 мая по 1 июля. Открытие состоится 20 мая в 20.00 в галерее FotoLoft (г. Москва, 4-й Сыромятнический пер., дом 1/8, стр.6, Центр современного искусства ВИНЗАВОД).

Каждая культура имеет свою семантику. Раньше искусство выражалось на чувственном языке Франции. «Ню» – всего лишь специальный термин, а сколько в нем томности и неги. Теперь в ходу немецкое слово «акт». Эмоций в нем не более, чем в канцелярской скрепке. Зато оно влечет за собой ряд коннотаций из других сфер. Что первое приходит в голову? Театральный акт. Половой акт. В данном случае интересно, что ассоциативно «акт» связан одновременно и с интимным, и с публичным действием. Акт – и сакрален, и сценичен. А там, где сцена – там и маска.

Маска — атрибут театра и карнавала. На символическом уровне — фальшивое лицо. Средство игры, притворства, анонимности. Совмещенные в одном образе, «акт» и «маска» усугубляют коннотацию «лицедейства» и одновременно увеличивают диффузию противоречий «интимное — публичное», «обнаженное — спрятанное», «откровенное — лживое», «реальное — мнимое», etc., создавая сложно окрашенный, ускользающий смысл.

Теперь обратимся к пространству. Здесь оно обезличено (никаких следов быта и даже признаков интерьера), это условная искусственная среда, маркируемая сознанием как «камерная», «постановочная» — т.е. вновь-таки сценическая. В одних случаях сцена — нейтральный фон, в других — активный элемент представления.
Зеркало – активный элемент, т.к. создает иллюзию пространственной проекции и умножения вещей. Символическое значение его двояко: с одной стороны зеркало — обман, т.к. создаваемая им реальность фиктивна, с другой — откровение, т.к. оно являет «обратную сторону» вещей. Сюда же вторгаются ассоциации из области культурных мифов – бытующих до сих пор суеверий. Отражение предстает в них как потусторонний агент живой души, манипуляции с зеркалом — как магическое действо. Разбитое зеркало — символ разрушения жизни, что в общем смысле есть разрушение порядка, распад взаимосвязей, раскол картины мира.
Тихой сапой мы подошли к образу «осколочного пространства». Визуальный знак здесь достаточно абстрактен и при первом восприятии считывается как рисунок орнамента или картинка калейдоскопа. Только узор задается не разноцветными стеклышками, а фрагментами человеческой фигуры. Возникающие из осколков комбинации деконструируют образ человека и в конечном счете отменяют его, превращая в элемент орнамента.
Все перечисленные ассоциации складываются в единый ряд значений: спектакулярность, деиндивидуализация, мистификация, осколочность, деконструкция, калейдоскопичность. Не ищите в этой картине мира милых сердцу образов живой реальности. Эта реальность не видимая, но мнимая. И кто поручится, что первая –  правдивее?
Ирина Батакова

* * *

Андрей Щукин родился в Минске в 1964 году. Уже в школе фотография стала одним из его многочисленных увлечений. В это время Андрей активно посещает фотографические кружки при газетах «Вечерний Минск» и «Знамя юности», а также фотоклуб «Минск», где перенимает опыт мэтров Белорусской фотографии. После окончания школы А. Щукин поступает в Белорусский Политехнический институт. В студенческие годы он оканчивает, параллельно с основной учебой, факультет Общественных профессий при Политехническом институте по специальности «Фотограф-журналист». С 1988 года Андрей Щукин начинает профессионально заниматься фотографией. Два основных направления его деятельности – это рекламная и художественная фотография. С 2000 года над творческими проектами работает совместно с Денисом Недельским.

Источник: znyata.com