Классификация фотоаппаратов. Часть 1: по типу чувствительного материала

Классификация фотоаппаратов. Часть 1: по типу чувствительного материала

Из цикла статей Глеба Дробышева «Фотомузей»

Фотоаппараты и прочая фототехника: современные и антиквариат. Фотомузей
Нередко, о любительских фотоаппаратах можно слышать слово «мыльница», часто, с оттенком презрительности, реже – с гордостью, в том смысле, что «мыльница, а какие хорошие фотографии получаются». И действительно, бывает, простой камерой удается сделать прекрасные фотографии. С другой стороны, глядя на нерезкие с провалами в тенях и пересветами фотографии, пожимаем плечами, мол «мыльница, что возьмешь». Выходит, мыльница мыльнице рознь!
Вот мне и захотелось как-то разобраться самому, что есть что. А заговорив о типах камер, наверное стоит привести и полную классификацию. А поскольку часть типов аппаратов уже переместились с полок магазинов в музеи, то такой классификатор становится наполовину выставкой антиквариата. С другой стороны, как и положено любому музею, мой задумывался не только собрание раритетов, но и, своего рода, учебное пособие, поэтому, наряду с антикварными, в нем есть и современная техника.
И конечно, говорить о фотоаппаратах и не показать их – скучновато. Вот в результате всех этих соображений и возник этот проект – музей фототехники в фотографиях.
Музей наш пока очень неполон, т.к. я стараюсь не использовать фотографий из интернета, чтобы не нарушать прав коллекционеров и магазинов. Почти все представленные в статьях цикла фото – сделаны мной, а аппараты взяты из личной коллекции или у друзей. Если же нужного типа у меня нет – я, как правило, даю только ссылку на сайт в интернете. Поэтому, если у вас есть старинные аппараты и вы желаете их представить благодарным зрителям – прошу размещать фотографии (лучше – с кратким описанием) в этой ветке.
Классифицировать фотоаппараты непросто. Есть разные признаки, по которым их можно сортировать. Тем не менее, основными можно считать две категории: тип фоточувствительного материала и способ визирования в комбинации со способом наводки на резкость.

I. Классификация по типу чувствительного материала

I.0. Пробежим мимо самых первых проб, только мельком глянув на них*.

Первая фотография была сделана Ньепсом в 1826 году – камера-обскура + металлическая пластинка, покрытая тонким слоем асфальта. Несколько часов экспозиции и промывка в масле – и вот первое фото, на котором смутно угадываются очертания заднего двора автора.
1835 год – Тальбот использует хлористое серебро на бумажном носителе и получает первый негатив, с которого он контактным методом отпечатал позитив (так и сейчас делают) – так возникла калотипия (от «красота»).
1837 год – Даггер использует серебряную пластинку, которую затем проявляют в парах ртути и закрепляют раствором соли – получается изображение приемлемого качества. В 1839 г. Араго докладывает Парижской Академии Наук об этом удивительном изобретении и именно эта дата считается точкой отсчета фотографии (так получается, у нас сейчас юбилейный год!).
И все же, метод Даггера не прижился. Зато еще один Ньепс в конце 40-х 19 в. догадался покрыть стеклянную пластинку слоем крахмала или яичного белка с добавлением солей серебра.
А в 1851 возник коллодионный метод, который продержался более 20 лет. Это была та еще радость – стеклянную пластинку в темноте покрывали мокрым коллодионным составом, вставляли в аппарат в мокром виде и немедленно делали снимок. Через 3 минуты после изготовления пластинка начинала подсыхать и резко теряла чувствительность. Хорошо еще, что уже в 40-е гг. были созданы первые светосильные объективы, которые позволили использовать столь короткие выдержки. Студийные аппараты для групповой съемки были большие и некоторые использовали пластинки 120х150 см. В студии аппарат обслуживало 4 человека – один рассаживал клиентов, второй наводил на резкость, третий ставил зеркала, чтобы осветить предмет съемки (прожекторов и вспышек не было), четвертый готовил пластинку. Хуже было любителям съемки пейзажей – приходилось возить оборудование и химикаты на тележке и разбивать на месте съемки светонепроницаемую палатку для подготовки пластинки.
Отдельные экземпляры фотокамер того времени имели, поистине, гигантские размеры. Такие камеры применялись для групповых съемок. Например, в книге С. Пожарской приводится сильно уменьшенная репродукция фотографии целого полка русской армии. Лица не просто различимы, а переданы в деталях. Фото было сделано похожей камерой:
И все же, метод позволял делать неплохие снимки, а после обработки пластинки с нее можно было делать любое число отпечатков на альбуминовую бумагу, которую стали выпускать промышленно.
Особенности искусства фотографии и самое Дух того времени можно прекрасно почувствовать в этой небольшой флэш-игрушке «Фотограф в 19 веке».
Очень рекомендую пройти ее – вы не только почувствуете себя фотографом 1870-х, а затем, богатой клиенткой фотоателье, но и (делая ошибки) узнаете немало интересных фактов из истории фотографии.
Источник: Краткий справочник фотолюбителя. Сост. Н.Д. Панфилова, А.А. Фомина. М.1985
I.1. Пластиночные аппараты
Изобретение в 1873 сухих бромосеребряных пластинок вызвало вздох облегчения и взрывной рост числа фотолюбителей. Вот с этого момента, собственно, начинается классификация фототехники.
Пластиночные аппараты еще называли форматными камерами. Фоточувствительный материал нанесен на стеклянную пластинку, размером 13х18 или даже 18х24 см. Камеры были большие, такие как, например, эта чудесная ФКД - Фото Камера Дорожная (Музей фототехники) - их называли штативными камерами. Появились и относительно маленькие аппараты, формата 9х12 или 6,5х9 см, складные с мехами – вроде «Фотокора».
или «Москвы 3».
Больше примеров здесь >>>
Хотя и были попытки создать многозарядные кассеты, в основном, аппараты одно- или двухзарядные.
Кстати, штативные камеры, похожие на ФКД, дожили в советских фотоателье до 80-х годов. Правда, в них использовались уже не стеклянные пластинки, а крупноформатная пленка. Сейчас такие камеры очень редки, но иногда их используют фотографы, снимающие архитектуру. Дело в том, что у таких камер нередко есть возможность сдвигать переднюю стенку (с объективом) относительно оптической оси, оставляя ее параллельной задней – это позволяет снимать высокие здания без искажения перспективы. Впрочем, для этих целей выпускаются и объективы с контролем перспективы для зеркалок (shift lens).
I.2. Пленочные среднеформатные аппараты
Д. Истмен (тот, что создал Кодак) организовал производство рулонной пленки в 1889 г. Пленки оказались намного удобнее пластинок и вызвали к жизни множество усовершенствований и новых типов аппаратов. Знаменитая марка Роллейфлекс, собственно и названа «в честь» гибкой пленки, свернутой в рулон. Хотя, надо сказать, на первых порах некоторые фотографы встретили пленку в штыки и их аргументация мало отличалась от той, которую применяют нынешние «пленочники», доказывая, что «цифра» – это «гибель фотоискусства»  :) . Но камеры завоевали популярность и благополучно существуют в настоящее время. Средний формат 6х9 или 6х6 см популярен среди фотохудожников, в первую очередь, профессиональных портретистов, а также, профессиональных рекламщиков. Большой размер кадра обеспечивает высокую детализацию и позволяет получить большие отпечатки без заметной потери качества.
Примеры можно посмотреть на сайте «История отечественной фототехники».
I.3. Пленочные малоформатные аппараты
Пленочный формат 24х36 мм используется с 20-х годов 20 века. Сначала, это была кинопленка, поэтому, в старых книгах ФЭД могут назвать кинопленочным фотоаппаратом. Новое уменьшение формата вызвало очередной всплеск дискуссии о «гибели фотоискусства», но «демон» был выпущен из бутылки. Резко уменьшившиеся камеры и снижение затрат на один кадр сделали фотографию более доступной и популярной. Были созданы разные пленки – черно-белые и цветные, негативные и позитивные (слайд). Формат этот почти вытеснил все остальное и резко потерял популярность только последние годы в связи с гигантским удешевлением цифровиков и их всеобщим распространением. Сейчас пленка используется чаще фотохудожниками и просто любителями наблюдать, как на чистом белом листе фотобумаги начинает проявляться запечатленное мгновение.
35мм шкальные фотоаппараты:
35мм дальномерные фотоаппараты:
35мм зеркальные фотоаппараты:
I.4. Пленочные микроформатные аппараты
Или, узкопленочные аппараты – снимают на 8 или 16 мм кинопленку. Пример – Киев 30 и техника Джеймса Бонда.
I.5. Мгновенные камеры
Первый фотоаппарат мгновенной съемки появился в 1948 г. (см. Instant camera). С того времени и до сего дня, единственный широко распространенный представитель – Поляроид. О нем слышали почти все. Меньше народа знает, что фирма выпускала и мгновенные катушечные пленки для обычных аппаратов. После съемки, кассету с пленкой нужно было зарядить в небольшой аппаратик, прокрутить и слайд-пленка была готова к просмотру! Ну а стандартный Полароид серии 600 делал один нерепродуцируемый квадратный снимок формата 8х8 см. Популярен он был для использования на вечеринках, среди профессиональных фотографов и киношников для оценки композиции, продавцов недвижимости и шантажистов и жертв последних, т.к. использование мгновенной камеры гарантировало единственность экземпляра компромата. Кроме того, существует целое сообщество любителей художественной съемки на Поляроид.
Простые модели Поляроида (Суперколор 635CL и 636 Closeup) в конце перестройки выпускались в СССР.

Слева - камера произведенная в Англии, справа - в России. Фото:  Андрей Клемин
Любопытно, что после долгого «кризиса жанра», наступившего в результате распространения цифровой техники, Поляроид снова, кажется, нашел свою «изюминку»: в сентябре 2009 года Поляроид аннонсировал новую мгновенную цифровую камеру Polaroid PoGo™ Instant Digital Camera - по сути, то ли фотоаппарат с принтером, то ли минипринтер с встроенной камерой.
I.6. Цифровые камеры
О них много говорить не буду. Этот тип непрерывно меняется и совершенствуется. Мегапиксели растут и если вчера достижением были 3 миллиона, то сейчас есть и 40 мегапикселей – не фантастика.
Автор: Глеб Дробышев
Источник: znyata.com
В статье приведены примеры фототехники с сайта «История отечественной фототехники».

Обсудить на форуме zнята

См. также: Классификация по принципам визирования и фокусировки