Скриншоты из игры «Фотограф в 19 веке»Когда фотограф заканчивал компоновку кадра и наводку на резкость, он закрывал объектив камеры крышечкой и устанавливал в пазы на задней крышке камеры кассету с фотопластинкой (матовое стекло, как правило, при этом вынималось). Кассета представляла собой плоскую светонепроницаемую коробку с крышкой, сдвигающейся вверх. Крышка кассеты находилась между кассетой и камерой. Когда эту крышку поднимали, фотопластинка оказывалась на месте матового стекла. После чего фотограф открывал крышечку объектива на некоторое время для экспонирования пластинки. Затем, крышка кассеты задвигалась на место, кассета снималась и уносилась для проявления.
Скриншоты из игры «Фотограф в 19 веке»Именно такой камерой пользуется фотограф салона «Русская светопись» в фильме «Последнее лето детства» (отрывки можно посмотреть здесь и здесь.Со временем, появились двусторонние кассеты, вмещавшие две пластинки. Камеры стали меньше, наводка на резкость стала осуществляться регулировкой объектива, с ростом чувствительности фотоматериалов вместо открывания крышечки объектива стали использовать механические затворы, но главное – визирование на матовое стекло – оставалось. К перевернутому вверх ногами изображению быстро привыкали, а возможность видеть напрямую через объектив именно то, что будет снято обеспечивало наилучшие условия для компоновки кадра. Даже в учебных книгах по фотографии конца 70-х годов рекомендовалось использовать в учебных целях павильонную (или, штативную) камеру (т.е. большую деревянную камеру с мехами и матовым стеклом), как наиболее наглядную. Самое забавное, что эта наиболее древняя схема не только благополучно дожила до наших дней, но и пережила второе рождение в цифрокомпактах и цифромыльницах, ибо визирование и наводка на резкость по плоскому экранчику цифровика, по сути, имеет такой же характер, как и использование матового стекла – в обоих случаях мы видим на довольно большом экране то изображение, которое поступает в фотоаппарат через объектив и которое будет зафиксировано пластинкой или матрицей. В обоих случаях защитники этих типов визирования отмечают наглядность и возможность полноценной компоновки кадра вживую. И даже «тормознутость» цифрокомпактов очень схожа с неоперативностью камер с матовым стеклом!Этот класс включает пять основных подкласса:II.1а Штативные (позднее: павильонные) камерыИх, в свою очередь подразделяли в конце 19 веке на три вида: дорожные, предназначенные для различного рода съемок начинающим любителям; 2) павильонные, служившие для портретной фотографии, и 3) репродукционные, предназначенные для технической фотографии. Однако, с развитием в 20 веке пленочной техники дорожные камеры такого типа практически исчезли.Примером дорожной камеры, ставшей позднее (с распространением пленочной техники) павильонной является эта замечательная камера, изготовленная в Москве на фабрике Швабе:а также, уже упомянутая мною ФКД - Фото Камера Дорожная форматов 13смХ18см и 18смХ24см, выпускавшаяся с 1931 до 1987 год!Цитата из описания: «Ее применение по описанию завода изготовителя предназначалось для съемки пейзажей, портретов, студийной, научной. Комплектовалась объективом Индустар 51. Объектив не имеет встроенного затвора, съемка проводилась методом съемки крышки объектива при открытом шибере кассеты (шибер - устройство, закрывающее кассету в форматных камерах). Резкость настраивается по матовому стеклу методом передвижения задней части по кремальере (кремальера - устройство для передвижения и настройки резкости изображения. Представляет собой параллельные рельсы с зубчатыми насечками. Поворот колесика приводит к перемещению той части камеры, которая конструкционно прикреплена к подвижной части кремальеры). После настройки резкости матовое стекло снимается и устанавливается кассета. Объектив закрывается, шибер кассеты открывается, снимают крышку объектива на время экспозиции. В кассете заряжено два кадра».II.1б Складные (универсальные) камерыС конца 19 в. и до 50-х годов было создано множество камер этого типа. В том числе, на некоторых камерах этого типа появляются дополнительные видоискатели, однако общие черты всех – матовое стекло и меха (меха – почти у всех). Среди представителей этого класса:- первый массовый советский фотоаппарат Фотокор (1930-1941) формата 9смХ12см. Кроме возможности компоновки по матовому стеклу, аппарат снабжен двумя видоискателями: рамочным и поворотным оптическим зеркальным (о них поговорим позже). У Фотокора самовзводный центральный затвор, не требующий предварительного завода, отсекающий автоматически только три выдержки в 1/25 1/50 и 1/100 секунды (+ 2 ручных). «Объектив может перемещаться вверх и вниз, вправо и влево, что существенно для архитектурной съемки. На резкость настраивается методом растяжения меха. Резкость настраивается по матовому стеклу шахты или по шкале расстояний (этот механизм мы тоже рассмотрим позже). После настройки резкости шахта снимается и устанавливается кассета с фотопластинкой. После установки пластины в кассете снимают шибер для открытия пластины и фотоаппарат готов к съемке».- более совершенная Москва-3 (1950-1951), созданная на базе аппарата Цейсс Иконта, которая, как и Фотокор, является складным фотоаппаратом с матовым стеклом, откидной передней стенкой и коническим мехом. Затвор центральный (встроен в объектив). Наводка на резкость производится не в результате растяжения меха, а посредством вращения передней линзы объектива; на его оправе имеется шкала глубины резкости. Имеется видоискатель - сквозной оптический (его еще называют «телескопический»); кассеты не вдвигаются в пазы, а прикладываются к камере. На фото ниже: слева – более совершенная модель Москва-5, справа Цейс Иконта (фото из интернета):II.1в Складные камеры с выдвижной на распорках передней стенкой («клап-камера») с мехомВ принципе, этот подкласс мало отличается от предыдущего. Среди его представителей в СССР выпускались любительский «Турист» (1934-1941) http://www.photohistory.ru/1207248173803257.html и профессиональный «Репортёр» (1937-1941) http://www.photohistory.ru/1207248173829047.html. Ну а самый знаменитый, пожалуй Graflex Speed Graphic – любимая камера американских репортеров 30-х-40-х гг. 20 века, включая великого Виджи – именно такими камерами снимают американские репортеры в старых фильмах о гангстерах. (см. Ирина Чмырева «Виджи. Вспышка. Нью-Йорк. Время») Производилась эта камера с 1912 и по 1973 год!
Фото с сайта graflex.org К этой замечательной камере мы ещё вернемся в следующих параграфах.II.1г Ящичные камерыОдни из самых древних, наиболее близкие к камере-обскуре и предшественницы современных мыльниц, такая как «Пионер» (середина 1930-х годов): «Простая пластиночная деревянная «ящичная» камера, рассчитанная на применение пластинок форматом 6,5х9 см. в стандарных кассетах, вставляемых вместо рамки с матовым стеклом. Двухлинзовый объектив типа «перископ» 1:11. Затвор секторный с выдержками «М» (около 1/25) и «В». Выпускались два варианта этой камеры: первый - объектив имел осевую подачу для фокусировки, видоискатель - выдвижной рамочный; второй - объектив установлен на постоянный фокус (вот оно, главное свойство настоящей мыльницы! – прим. автора), хотя изображение можно было наблюдать на матовом стекле, два зеркальных видоискателя (для вертикального и горизонтального кадров)».Или «Ученик» (середина 1930-х годов): «Простая пластиночная «ящичная» камера, рассчитанная на применение пластинок форматом 4,5х6 см. в стандартных кассетах. Корпус - картонный раздвижной, состоящий из 2 половинок, для фокусировки по матовому стеклу. Объектив - простая линза с F=80 мм (монокль). Затвором служила специальная заслонка. Видоискателя не было».II.1д Стереоскопические фотоаппаратыВведение отдельной категории стереоскопических камер немного условно, т.к. технически они были, как правило, складными или ящичными. Кроме того, были отдельные модели пластиночных камер, имевших особенности конструкции, не вписывающиеся в данную классификацию. Некоторые из них будут упомянуты в следующих главах.Сразу оговорюсь, что мы не будем придерживаться стандартной схемы от большого к малому, когда после форматных камер рассказывают о среднем формате, а потом переходят к малоформатным фотоаппаратам, к которым относятся и мыльницы. В конечном итоге, фотоаппараты – слишком сложная и многоплановая область техники, что дает возможность выбора различных принципов классификации.Автор: Глеб Дробышев
Источник: znyata.comОбсудить на форуме zнятаВ статье использованы материалы с сайта «История отечественной фототехники».продолжение следует...