На рисeyrt: два типа видоискателей — визирная рамка (1) и телескопический видоискатель (2)И даже медленная смена пластинок камер не считалась недостатком. Наоборот – считалось, что фотокорреспондент солидного издания должен быть не только немного консервативен, но и быть профессионалом высшего класса, способным верно угадать момент и снять единственный нужный кадр. Это, конечно, был идеал. Президент Трумэн представлял фотографов Белого дома «Just One More Club» за жалобный крик «пожалуйста, еще разочек», означающий, что кадр был неудачен. Впрочем, последние модели Speed Graphic оснащались механизмом смены 6 кассет. Но все равно, тяжелые пластиночные аппараты - это был удел репортеров, фотографов, снимающих портреты в ателье, да отдельных любителей штативных камер, каким был, к примеру Йозеф Судек (впрочем, неизвестно, выбрал бы Й. Судек штативную камеру, не потеряй он одной руки в Первую Мировую Войну).Тем же, кто подолгу носил камеру с собой по полям и горам или снимал общественные события и спортивные состязания два главных недостатка этих камер были хорошо известны: первый - большие размеры и вес самой камеры, второй – длительность перезарядки кассет и необходимость, кроме камеры, таскать еще и тяжелые, громоздкие и хрупкие пластинки. Поэтому, с самого начала фотографии, не прекращались попытки создать более легкие и компактные «многозарядные» аппараты. Попытки создать компактные пластиночные аппараты предпринимались, однако прорыв стал возможен только с появлением роликовой фотопленки. Путь к рулонному фотоматериалу был тернист. Первая кассета для матерчатого рулона, на который крепились листы светочувствительной бумаги, была создана еще в 1855 г. Она весила 15 кг – многовато даже для студийных камер.Но попытки усовершенствовать фотоматериалы не останавливались. Интересно, что первые камеры с рулонной пленкой появились в России в 1875 г., ну а массовое производство развернул в середине 1880-х мистер Джордж Истман на своей фабрике Кодак. Первоначально, специальная кассета устанавливалась на место фотопластинки, затем появились компактные камеры, изначально спроектированные под рулонную пленку. Пленку на 100 кадров заряжали в аппарат, который владелец по израсходованию пленки отправлял на Кодак, где аппарат разбирали, пленку извлекали и обрабатывали - вот так появились предки одноразовых картонных фотоаппаратов.
Фото рекламы фирмы КОДАК - найдено где-то интернете:Кстати, именно в то время мистер Истман придумал лозунг «Вы жмете кнопку, мы делаем все остальное» – так был сделан важнейший шаг к массовой фотографии, т.к. многие любят «нажимать кнопку», но гораздо меньше испытывают благоговейный восторг, наблюдая, как в ванночке на чистом листе фотобумаги начинает проявляться изображение! Конечно, цифра гораздо удобнее, да и пленки можно отпечатать в минилабе, но я рад, что застал фотографию еще в том состоянии, когда появление каждого отпечатка было маленьким чудом!Но вернемся к истории фототехники. Совершенствование фотопленок к 1895 г. наконец позволило перезаряжать аппарат на свету и фототехника начала принимать современный вид.В конце 19 века согласно классификации А.А. Сырова (см. Журнал «Советское фото» №12 за 1975 год, стр. 39), в классе ручных аппаратов наличествовали подклассы: ящичные (магазинные), универсальные (складные), зеркальные, стереоскопические. Эта классификация сохранялась в силе и некоторое время после перехода на пленку. О зеркальных мы расскажем отдельно. А что касается остальных, то переход на пленку, решив одни проблемы, привел к возникновению новой. А именно, пленка – не пластина в кассете, ее нельзя так просто вынуть, чтобы визировать через матовое стекло, да и преимущества пленки при таком методе визирования сойдут на нет. Хотя, надо сказать, такой фотоаппарат был создан – это фотоаппарат прямого визирования Ракурс-670, выпускавшийся с 1978 г. Он заряжался пленкой шириной 60 мм в специальной кассете на 10 кадров. Использовался как павильонная камера или для технических целей.
Фото: Алексей НикитинОднако, для массового использования данный вариант не годился. Поэтому, начали искать другие способы визирования. Самым простейшим был рамочный визир, состоявший из двух проволочных рамок – одна (та что ближе к глазу) – маленькая, вторая – побольше. Камеры оснащались примитивным (одно- двухлинзовым) объективом. К этому типу относился и упомянутый выше Кодак. Наряду с рамочными, использовались телескопические видоискатели. Телескопический видоискатель часто делали откидным, как в фотоаппарате «Москва-3». Однако, пожалуй одним из самых распространенных был зеркальный видоискатель.На фотографиях ниже представлен среднеформатный (6х9 см) пленочный аппарат SOHO LTD LONDON, MODEL B (1935 г.).
SOHO MODEL B в вертикальном положенииВ отличие от некоторых моделей, оснащавшихся двумя раздельными видоискателями для горизонтального и вертикального наведения, у SOHO MODEL B видоискатель поворотный, в вертикальном положении он «смотрит» сквозь отверстие в передней панели, а в горизонтальном поворачивается в сторону.
SOHO MODEL B в горизонтальном положении
На фото ниже можно видеть изображение комнаты (телевизор, вазон, кресло) сквозь видоискатель:Объектив – с фиксированным фокусом - наводки на резкость нет. Камера оснащена самовзводным затвором двойного действия, т.е. затвор взводится и срабатывает во время движения рычажка сбоку (если камера в вертикальном положении) на объективе, равно, как в одну, так и в другую сторону. Еще один рычажок переключает между ручной выдержкой – затвор открывается при первом нажатии на рычажок и закрывается при повторном и единственной автоматической выдержкой (порядка 1/30 с). Диафрагма не регулируется вовсе. В целом, аппарат производит впечатление лет на 30 более архаичное, чем есть на самом деле. Особенно странное впечатление его технический уровень вызывает, когда он стоит рядом с «Зорким» (на фото в вступительном комментарии на ветке), учитывая, что «Зоркий» – копия модели Лейки, выпускавшейся в те же годы. Вот что значит знаменитый британский консерватизм! А ведь в некоторых отношениях это совершенно передовой фотоаппарат – Сохо – одна из первых в мире бакелитовая камера, а бакелит – первая промышленная пластмасса, предвестник пластикового бума наших дней. В этом смысле, Сохо, наверное можно занести в список предшественников мыльниц – пластмассовый корпус, фиксфокус, никаких настроек и регулировок. Конечно, в рабочем состоянии он великоват, зато в сложенном становится плоским и округленным:Совсем как эта образцовая мыльница – чудо китайской промышленности, найденное мною у коллеги по работе:Относительно мыльницы ни ее производителя, ни характеристики выяснить не удалось. На округлом (как у настоящих мыльниц) пластмассовом корпусе единственная надпись «35 mm focus free», из чего, видимо, следует, что заделанный заподлицо корпуса объектив имеет фиксированное фокусное расстоянием 35 мм (широкоугольник), жестко сфокусированный на гиперфокальное расстояние (фокусировка отсутствует). Настроек нет, из органов управления – головка обратной перемотки, да кнопка спуска затвора. Визир – телескопический. Судя по информации о других мыльницах такого класса, логика аппарата отрабатывает три варианта – светлее, темнее, и средне, что, вкупе с объективом должно обеспечивать отменно мерзкое качество фотоснимков при любых условиях. Одним словом, перед нами практически ЭТАЛОН мыльницы! Однако, не стоит полагать, что фиксфокусы использовались только на заре фотографии или в самых дешевых китайских мыльницах.Среднеформатный фотоаппарат «Школьник» 1962-1969 годов как следует из его названия, был детским, предназначенным для приобщения к фотографии и первичного обучения. Поэтому, его постарались сделать легким, простым, неломким и максимально дешевым, чтобы он не стал недосягаемой игрушкой. Поэтому он имел простой объектив с фиксированным фокусом, всего три диафрагмы: 8, 11, 16 (и это - уже что-то для обучения), две выдержки – ручная и 1/60. Средний формат 6х6 см позволял делать отпечатки приемлемого размера контактным способом, т.е., без необходимости покупки увеличителя. Этих аппаратиков выпустили более 550 тысяч штук – не мало.Или, еще пример – среднеформатный (6х4,5 см) фотоаппарат Этюд, 1969-1984. На него ставили однолинзовый объектив, жестко установленный на гиперфокальное расстояние. Те же две выдержки. Казалось бы, еще один детский аппарат. Однако, однолинзовый объектив – это же монокль, которым любят снимать некоторые фотохудожники. Фактически, с 70-х годов Этюд был единственным советским серийным фотоаппаратом с объективом монокль, который требовал (если я правильно помню) небольшой доделки и можно было снимать на средний формат пикториальные - мягкие, светящиеся как бы изнутри фотографии! Альтернативой Этюду для любителей монокля была довольно сложная полная переделка (фактически, уничтожение) какого-нибудь штатного объектива или фотоаппарата – дорого и жалко!Объективы с постоянной фокусировкой ставились и на простые модели Поляроида (например, Суперколор 635CL и 636 Closeup). В конце перестройки эти модели недолго выпускались и в СССР.
Фото: Андрей КлеминПоляроиды 600-й серии - фиксфокусы с довольно слабой оптикой и от них качества ждать не приходится. Конечно, скажем так, есть ненулевая вероятность, что съемка будет происходить в идеальных условиях, тогда есть шанс получить приличный снимок даже на очень посредственной камере. Правда, диапазон этих идеальных условий у одних типов больше, у других - много меньше.Будучи в США много лет назад, покупал приятелю в подарок (по его просьбе). Это была, кажется, 635 модель. На пробу отснял пачку 10 снимков. Впечатление от качества было весьма негативное. Зато на выбор предлагались - стандартная бумага и бумага «Party», «Вечеринка», с узором из цветных пузыриков по краям. Т.е. задача камеры - именно во время вечеринки зафотать свои пьяные физиономии и сразу над ними «поржать». Собственно, так сейчас используются цифровые «камеры» в мобильниках - фоткнул и сразу можно послать ММС-ку приятелям - пусть завидуют. Как аппарат художественной съемки - извините. Читал, что Тарковский снимал Поляроидом, но его эстетические самовыражения и в кино не были связаны с техническим качеством картинки.Конечно, главная «фишка» - мгновенность, за что Поляроиду много прощали. Но еще есть такой нюанс, что потребительские вкусы в США, где в основном Поляроиды и покупали, были до 80-х весьма невысоки - подробнее расскажу в главе о зеркалках. Так что, на фоне картонных мыльниц качество Поляроида было вполне соответствующим.Ну а в конце этой главы - небольшая коллекция фотоаппаратов, предшественников мыльниц конца 19-начала 20 века:II.3 Дальномерные фотоаппаратыПонятно, что фиксфокусы – это компромисс, причем, очень сильный компромисс простоты конструкции за счет качества фотоснимков. Необходимость обеспечить приемлемый фокус с большом диапазоне расстояний, т.е., большую глубину резкости (ГРИП – глубина резко изображаемого пространства) вынуждало к сильному диафрагмированию (перекрытию) объектива, что сводило на нет достижения в разработке более светосильных объективов. Чтобы обеспечить хорошую четкость снимка на светосильном объективе, он должен быть точно сфокусирован на фотографируемом предмете. Зеркальные камеры (о которых мы будем рассказывать позже) успешно решали эту проблему, однако, механизм визирования и фокусировки зеркалок достаточно громоздок и недешев, поэтому, он был непригоден для компактной камеры. Поэтому, продолжались поиски новых конструкций, обеспечивающих точную фокусировку камер.Классификация по типу чувствительного материала
Классификация фотоаппаратов. Часть 2а: по принципам визирования и фокусировки. Пластиночные фотоаппараты
Автор: Глеб Дробышев
Источник: znyata.comОбсудить на форуме zнята
В статье использованы материалы с сайта «История отечественной фототехники».продолжение следует...