То ли «Арт-сегмент», то ли «Иной взгляд».
Запомнил только, что это - «экспозиционно-образовательный проект»,
согласно пресс-релизу.
Сложно разобраться в чехарде названий,
закрытых открытий, концептов, концертов и перфомансов, которые сейчас проходят в «Палаце мастацтва».
Так я - о выставке скульптуры и фотографии.
Или фотографии о скульптуре и скульптуре о скульптуре.
Вот-вот…
Очень обнадежила входная группа.
Хоть и достали уже эти «пионэры империи».
Фасад экспозиции оштукатурен обстоятельно, солидно и интригующе.
С секретом - а че там, за стеночкой? А за стеночкой, увы, никаких секретов.
Архивные фотографии наших бессменных ударников фото-серпа и фото-молота.
Запах картофелехранилища, исходивший от скульптуры из корнеплодов, стал обонятельным лейтмотивом встречи с недалеким прошлым.
Но знакомые фотографии
не заиграли новыми смыслами и откровениями.
Маленькие картинки, жиденько размещенные на стендах-ширмах
вызывали скорее сочувствие, чем желание их рассматривать.
В который раз…
И попав внутрь экспозиции, вдруг ловишь себя на мысли,
что твое внимание ну никак не концентрируется
на страждущих счастья своей Родине подростках.
Что-то внимание отвлекает…
И это не «Бульба-бюст», не композиция из розовых табуреток.
Ну конечно!
Три потрясающие гипсовые девахи рассекают спертый воздух постмодернизма
своей тупой, бесстыжей и гипнотической энергией!
Такая разудалая смесь гламурных манекенов
с монументальной эстетикой Третьего Рейха.
Какие «пионэры, ленины, лебеди и буль-баши»?
Какие «фантомные ощущения»?
Секс шагает по планете!
И как талантливо! И прямо в точку.
Ту самую - «хуэй-инь» (по Пешехонову).
Видимо, почуяв неладное, фотографы создали группу динамической инсталляции -
они принялись тягать взад-вперед какой-то добитый шкаф с картошкой.
Отвлекали внимание от «девок».Только напрасно - жесткая эротика всех победила,
как и положено по закону о базовых потребностях социального животного - человека.
Жаль, что этот закон не учли кураторы проекта.
Нисколько не умаляя вложенный труд в создание выставки
и хороший подбор материала, вынужден отметить,
что, имея вполне качественные исходники,
монтаж идеи не производит должного впечатления.
А культурологические акценты и вовсе противоречивы.
Есть объективное обстоятельство, не позволяющее сделать
добротный ассамбляж в этом помещении.
Это - само помещение,
пригодное лишь для демонстрации факта искусства,
но не его качеств.
И, тем не менее, даже здесь можно было догадаться (а лучше - знать),
что взаимодействие скульптуры и фотографии
происходит не в брутальном соседстве экспонатов,
а в сознании зрителя.
Конкретные произведения не подразумевали такого соседства, когда создавались.
И энергетическое воздействие объема противоположно воздействию плоскости.
Их смешение неизбежно смещает и подавляет внимание зрителя.
Имея такую «атомную», агрессивную пластику,
фотографию следовало собрать в один монолитный блок.
Проще говоря, чтобы они взаимодействовали на равных, их надо было разделить.
Как их, кстати, и разделяет эстетика и мотивы.
На мой взгляд, это главная ошибка экспозиции.
Концептуальная оплошность состоит в том,
что в линейно-историческом контексте абсолютно отсутствует
городская скульптура 60-90 годов.
Нам показали пустоту между советским
и постсоветским благоустройством ландшафта.
А пустота была заполнена все той же монументальной скульптурой.
Или это не предмет для обьективногоисследования?
Откуда выросли эти «длинноногие фурии»? Из тупых «лукичей» у сельсовета?
Никак нет…
Можно ли говорит об «образовательной» составляющей проекта?
Как минимум - преждевременно.
Конечно, выставка запомнится.
Но, увы, не внятным изложением метаморфоз скульптуры и фотографии. Завершая свои наблюдения, хочу пожелать кураторам
большего внимания к исторической корректности своих проектов,
а участникам - интересоваться содержанием не только своих произведений.
Чтобы на выходе не получалось уже привычное -
«Ни Богу свечка, ни черту - кочерга».
Удачи.Эти записки были написаны по первым, свежим впечатлениям.
Но, как оказалось, не все так просто…
Фото и текст: Валерий Ведренко20.07.2010обсудить на форуме zнята