МЫ - НЕ ДАХ. Часть 1

МЫ - НЕ ДАХ. Часть 1

Выпуск № 34


А. Селивончик. «Пока смерть не разлучит нас», фрагмент
От малых геометрических форм
переходим  к сложным архитектурным объемам.
Не единожды повторенное предупреждение: «Мы - не ДАХ»
невольно провоцирует на знакомство с изгоем.
Еще свежи воспоминания годичной давности,
когда мои впечатления отмылись слезами радости -
жить мне в дах-эстетике придется не всегда.
Агрессивная среда прошлого ДАХа  либо растворяла зрителя,
либо выбрасывала  вон, как лишнюю деталь в продуманной системе.
Прошлый фест был панихидой по жертвам искусства,
нынешний посвящен содержимому черепа.
Подготовила и вооружила меня к встрече
с не-не-экспериментальным искусством ДАХа параллельная выставка
и, в частности, бюст из картофеля, который за две недели
нецелевого использования «гародніны» начал конкретно вонять.
Ступени на ДАХ напомнили пословицы всех времен и народов
о вкусе, цвете и одиночестве и вывели, а точнее - ввели
в Темные Тайны Мозга.
К удивлению, первое, что отметил мой внутренний доктор:
здесь можно жить.
Правда, еще не всем…


Но видно, что под Дахом на этот раз подготовились к гостям более основательно,
переступив через наплевательское «Нате!».
Не стану перечислять сравнения «Было - Стало».
Но отмечу, что уж коли городить театр, то и о сценографии не грех вспомнить,
и о профессии осветителя, и бутафора - тоже.
Что, по-моему, организаторы и предприняли,
исходя из своих возможностей.
Оценивать стоит не результат, а вектор развития в подачи идеи.
По-моему, все стало проще и лучше.
Это не значит, что стало хорошо.
Горы арт-хлама так и не обрели статус арт-объектов,
и многое в центре зала воспринимается как случайное и необязательное.
Есть «объекты», которые вызывают и
законное (у кого осталось)  чувство брезгливости.
Но, тем не менее, с души не воротит, как бывало.
А если обратиться к стенам, то и вовсе  - другое настроение.
Есть желание и подойти, и посмотреть.
И всякие мысли появляются.
Например, о концепции фестиваля.
Она продумана, обоснована, ее надо знать.
И она представлена сотнями бумажек, которые валяются по всему ДАХу…
Я понимаю, что на  чердаке есть бардак.
Как понимаю и то, что фестиваль не есть чердак
Так не проще ли сделать литературу зримой и лаконичной,
отдать на это центр боковой стены, сделать из нее «шедевр»,
заставить зрителя в концепцию въехать
и отпустить его, просвещенного, гулять дальше по ее реализации?
А листовки раздавать по две в одни руки и строго под роспись.
Мусора в экспозиции и, читай, в голове у зрителя станет меньше.
В принципе, современное искусство избыточно информативно.
И все, в чем оно нуждается - это максимальная простота подачи.
Свет, чистый пол и стены - все, что требуется.
Но ДАХ - не музей, и не выставка.
И его атмосфера находится где-то между мастерской и галереей.
Это, наверное, и вносит определенную растерянность в его оценку.
Зритель, заглянувший на час, увидит одно.
А зритель, посетивший 5-6 вечеров - другое.
В принципе, объективно оценить свою работу
смогут только сами организаторы и исполнители проекта.
Либо «волонтер - писака», весь месяц проживший на ДАХе.
Поэтому ограничусь общими впечатлениями от нескольких посещений.
Смотреть экспозицию  было интересно, но  - один раз.
Работ много, вроде - все разные, а память оставляет буквально единицы.
Нетрудно заметить, что очень многие авторы представлены
женскими именами, темами, эмоциями.
Сарказм, ирония, самоирония, любовь,  тоска, смерть…
И все, либо очень интимно, либо очень глобально.
Как Интернет - источник знаний.
По части пластических средств - авторские интерпретации европейского демократического арта второй половины прошлого века c «наивным» уклоном.
И, как часто бывает, когда появляется возможность сказать все, что думаешь -
то сказать нечего.
Словом, содержательная составляющая не-не-экспериментального искусства
не-не- не впечатлила, но формальное решение и работ, и пространства -
вполне пристойное.
Ну и никаких темных тайн мозга, кроме того, что «чалавек недасканалы»,
мне не раскрылось.
Правда, пока я видел только две смены экспозиции.
Вот любопытно, а какой был бы ДАХ, назовись он
«Светлые тайны мозга»?
Но вдруг я понял, что смысл фестиваля
вовсе не в поисках и демонстрации шедевров.
И я почувствовал, что  весь этот балаган становится мне ближе.
(продолжение следует)
Фото и текст: Валерий Ведренко
28.07.2010
обсудить на форуме zнята