закурил сигаретку на балконе, посмотрел на розовеющие предзакатные облака
и словил себя на незнакомом желании:
«А не поехать ли на ДАХ? Ведь он до 22 часов…».
Разумеется, я никуда не поехал.
Но это мимолетное желание мне многое объяснило.
И чем дальше я копался в своих мотивах,
тем тоскливее и невыносимее становилось
от заливающей все сознание правды -
я дико, до слез завидовал этому молодняку,
который, несмотря ни на что, отстаивает свое право на свою жизнь.
И не на кухне, не в подвале, не в мастерской,
а в долбанном совковом Дворце искусства,
который 35 лет назад создавался для Богов соцреализма
И Дворец - сдался.
Выше отмечалось, что ДАХ - не выставка и не музей.
Это просто возможность показать себя каждому, кто разделяет
своенравный дух этого фестиваля. Это движение, процесс,
живая творческая плазма, которая может застыть драгоценными каплями,
а может остаться просто потоком энергии в пустоте.
30 лет назад в Вильнюсе мне очень запомнилась одна работа
на выставке современного искусства Венесуэлы.
В торце зала висел вертикальный холст, метр на два, с изображением
шести старинных перстней.
Черное серебро, гранат, оникс, яшма, изумруд. Полумрак, тайна, сияние…
Работа исключительной красоты.
Но когда я подошел вплотную к холсту, эта феерия оказалась
инсталляцией из старых спрессованных
жестяных банок для эскизных красок.
И это чудо постоянно создавалось и разрушалось у меня на глазах.
Это я о мастерстве.
Его не отменит никакое новое искусство.
Когда перетертая земля, краска, превращается в свет.Несомненным плюсом ДАХа является его эксперимент
со сменой трех экспозиций без закрытия на «переучет».И в первую очередь - для молодых экспозиционеров.
Такой практики им не предоставит ни один музей мира.
Есть возможность привыкнуть к помещению, прислушаться, присмотреться -
найти активные и пустые зоны, глушить яркие работы и выделять скромные,
писать работами фразы, не уничтожая их первоначального смысла,
собирать единомышленников и разводить индивидуалов и т.д., и т.д.
И Лену, и Таню можно поздравить.
При всех издержках им удалось удержать равновесие в этом огромном пространстве, заговорить зубы этому арт-сараю, привлечь внимание зрителя к работам,
а не к убожеству «экспозиционного оборудования» Дворца.
К сожалению, мне удалось поговорить только с одним из застрельщиков ДАХа -
Зм. Юркевичем. А. Родин уехал в Берлин бороться за Тахелес.
Уроды, вернее - прагматики,
они и в Германии прагматики, вернее – уроды...
Общение с Митричем оставило приятное впечатление.
Вряд ли я изменю свое отношение к современному искусству в целом.
Да это и отдельная тема.
Но я никогда не изменю свого отношения к свободе творчества,
к праву каждого быть проявленным и предъявленным этому миру в рамках УК.
А уж дело мира - съесть тебя или выплюнуть.А с Митричем мы говорили о сверхзадачах, перспективах и качестве.
Ибо с возрастом фестиваля вопрос его качества встанет неизбежно.
Кстати, о возрасте.
Когда выяснятся, что всю эту фестивально-экспозиционно
- концертно-сценическую махину подняли два мужика
(не молодой - 63 года и еще молодой - 35 лет) и две девушки (молоденькие красавицы),
подняли и держат в руках целый месяц,
то невольно пересматриваются многие консервативные позиции
и на смену сарказму приходит и понимание, и сочувствие, и уважение.
И по сравнению с ДАХом, наш выставочный зуд - щекотание себя под мышками.
И как тут не вспомнить нашу робкую попытку
провести ретроспективу фотографии в Беларуси.
Как не вспомнить тот вздох облегчении, когда стало ясно,
что проводить эту ретроспективу вроде и негде,
вроде и не за что, вроде и некому, вроде и незачем.
Потухшие глаза, потухшие желания…
Энергия фестиваля напомнила старый лозунг -
«Кто хочет - тот может».
Но это не про нас.
Про нас, господа фотографы: «Мы - не ДАХ!»
Завершить свои заметки о фестивале я бы хотел пожеланием.
Мне показалось, что люди ДАХа честно и искренне делают свое дело,
сами формируют среду, в которой им жить дальше.
И хочется пожелать, чтобы их среда была избавлена
от жлобства, быдлопляса, тотального лицемерия и цинизма,
которыми насквозь пропитан наш воздух. P.S. Кстати, до 4 августа еще есть время.Фото и текст: Валерий Ведренко30.07.2010обсудить на форуме zнятаМЫ - НЕ ДАХ. Часть 1