Нет такого места,
Где бы ни скитались мы в пыли.
С «Лейкой» и блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли».
Это строки из хорошей советской военной песни. Так о какой такой «Лейке» в ней поется? Не о той же, из которой поливают клумбу!В 1914 году в Германии инженер О. Барнак создал малоформатную фотокамеру, которая с 1924 года начала выпускаться фирмой Leitz Company под маркой Leica. Эта камера была рассчитана на 35-мм пленку, использовавшуюся в то время в киноаппаратах. Конструктор решил, что эти пленки достаточно мелкозернисты, чтобы даже при пятикратном увеличении кадра (т.е., фото 13х18 см) обеспечить хорошее качество, притом, что стандартами того времени были отпечатки 6х9 и 9х12 см, полученные при контактной печати. Барнак сконструировал компактную, эргономичную, внешне очень простую камеру. Эта камера имела принципиально новое в фототехнике устройство фокусировки, которое называется дальномером. Принцип действия дальномера поясняет рисунок ниже:В дальномере предусмотрены два окошка на передней панели аппарата и один окуляр для просмотра. Система зеркал создает в глазу наложение двух изображений. Если дальномер на наведен на правильное расстояние, то мы видим маленький фрагмент из второго окошка не совпадающим с основным изображением. При вращении кольца фокусировки объектива, одновременно поворачивается зеркальце в дальномере. Система отрегулирована так, что когда объектив сфокусирован – оба изображения совпадают. Для удобства, во втором окошке (где стоит маленькое поворачивающееся зеркало) устанавливается светофильтр, обычно, желтый, что помогает лучше различить изображения.Впрочем, на первых Лейках дальномер устанавливался в гнездо вспышки и не был сопряжен с объективом, т.е. сначала надо было отмерить расстояние, а затем установить его на шкале объектива. Объектив был жестко установлен в камеру. Выглядели первые Лейки вот так:А Лейку с установленным дальномером можно увидеть в статье Г. Абрамова «35мм дальномерные фотоаппараты: история и ренессанс». Глава «Довоенный период».Лейка была встречена скептически и поначалу покупалась плохо. Однако, фирма не сдавалась и продолжала совершенствовать камеру. Довольно скоро, в 1930 году, были разработаны и выпущены первые сменные объективы с различным фокусным расстоянием. Теперь объектив устанавливался на резьбовое соединение и смена объектива занимала считанные минуты. Это тоже было достаточно новой практикой. Через год фирма стандартизировала объективы – до этого объектив к каждой камере (не только у Лейки) подбирался (дорабатывался напильником ;) ) индивидуально, а теперь любой фирменный объектив мог установиться на любую камеру Лейка. Фотографам, снимающим в разных жанрах, уже не нужно было покупать несколько аппаратов – достаточно было купить Лейку и набор объективов. Конечно, кадр форматом 24х35 мм обеспечивал худшее разрешение (степень детализации) и для изготовления отпечатков обязательным стал фотоувеличитель, но этот недостаток с лихвой компенсировался преимуществами малых габаритов и удобства при высокой точности фокусировки.Следующая модель, Leica II, завоевала популярность. Дальномер, наконец, был встроен в конструкцию аппарата и сопряжен с объективом. Любопытно, что в 1952 и 1957 годах Лейтц выпустила модели Лейки не только без дальномеров, но и без визиров. Зато, вместо одного, на этих Лейках было два гнезда крепления вспышки или другого «навесного» оборудования. Точной информации не нашел, но предполагаю, что аппараты оснащались сменными визирами-дальномерами для разных объективов. А может быть, это была камера для бедных, наряду с трехколесным микроавтомобилем БМВ того же времени?К 1936 году к Лейке выпускалась большая номенклатура объективов и аксессуаров, т.е. из фотоаппарата Лейка превратилась в систему «Лейка». Успех Лейки заставил двигаться в том же направлении фирму Carl Zeiss (камеры Contax), затем Аgfa (камеры Karat) и Kodak (камеры Retina). В результате, самыми массовыми стали фотоаппараты, использующей малоформатную пленку шириной 35 мм, а контактную печать потеснила печать с увеличением (лозунг того времени «маленький кадр – большое увеличение»). Если я не ошибаюсь в датах, примерно в это время Лейка стала рабочим инструментом великого фотографа Анри Картье-Брессона. Подробнее об истории Лейки с хронологией и фотографиями можно узнать из публикаций:
История фирмы Leica
ЛЕЙКЕ - 50 ЛЕТЛейка-2 стала образцом для подражания и копирования в различных странах. В частности, копии Лейки под именем «ФЭД» начали выпускать в 1934 году мастерские Детской трудовой коммуны НКВД УССР им. Ф.Э.Дзержинского. Аппарат выпускался с 1934 по 1955 года.
ФЭД, как и Лейка имел шторно-шелевой затвор из матерчатых прорезиненных шторок с выдержками: В (ручная), 20, 30, 40, 60, 100, 250, 500. Дальномер и видоискатель имели разные окна визирования; видоискатель имел увеличение 0.44х, дальномер имел базу 38 мм и увеличение 1.0. Для зарядки камеры открывалась нижняя крышка, что доставляло большое неудобство. С другой стороны, такая конструкция хорошо защищала механизмы от пыли и грязи при перезарядке. Объектив 3,5/50 в убирающемся тубусе со следующими ступенями диафрагмы: 3,5, 4,5, 6,3, 9, 12,5, 18. Крепление объективов резьбовое - М39. История создания ФЭД кратко изложена в статье «Рождение советской «Лейки»», И. Чёрный, журнал «Пролетарское фото», 1933 г.
После Великой Отечественной войны, Красногорский механический завод (КМЗ) начал выпуск фотоаппаратов «Зоркий» («Зоркий-1»), 1948-1956. Зоркий был идентичен ФЭДу, т.е. также являлся точной копией Лейки 2. Всего было выпущено 835 502 «Зорких».К «Зоркому» у меня особое отношение – это первый фотоаппарат, с которым я начал фотографировать лет примерно в 7 (с помощью отца, конечно). На первом фото – сам автор, вооруженный фотоаппартом «Зоркий», на втором – автор с мамой на фотопрогулке. За качество фотокарточек приношу извинения – много лет прошло с тех пор.Этот фотоаппарат и сейчас у меня стоит на почетном месте на полке, по-прежнему полностью в рабочем состоянии – заряжай пленку и снимай (но лень возиться с проявлением и печатью :( )! Характерная особенность конструкции и внешнего вида Леек и их копий – штатный объектив делался в виде тубуса убирающимся, как у современных цифровиков, только вручную. Вот как это выглядит:Два круглых окошка на передней панели – дальномер, прямоугольное – видоискатель.Последующие модели «ФЭД» и «Зоркий» также в основном были аналогами следующих моделей Лейки. Наиболее интересный среди них, на мой взгляд, - «Зоркий-3» (1951-1956) – аналог Leica III – имел более высокие характеристики, видоискатель совмещенный с дальномером, «Зоркий-3С» наконец был оснащен синхроконтактом для вспышки (еще один из наших семейных фотоаппаратов, к сожалению, не сохранился). Дальнейшие модели Зоркий-4, -5 и последняя в линейке «Зоркий-6» (1959-1966) постепенно совершенствовались, сохраняя при этом характерную внешность классической Лейки. Следующей моделью был «Зоркий-10», 1964 – 1977 – полностью ре-стилизованная полуавтоматическая камера со встроенным экспонометром в передней панели объектива. После 1977 года завод производство «Зорких» полностью прекратил и сосредоточился на производстве только зеркальных камер «Зенит».А вот различные модели ФЭД продолжали выпускаться, среди них «ФЭД-5», «ФЭД-5с», 1977-1990. Модель была оснащена встроенным экспонометром. Также был выпущен автоматический «ФЭД-Микрон 2» (1978-1986 года), и последний в линейке - «ФЭД-35», 1985-1986.Информация приведена по данным материала Г. Абрамова «Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Раздел «35мм дальномерные фотоаппараты».Автор: Глеб Дробышев
Источник: znyata.comОбсудить на форуме zнята
В статье использованы материалы с сайта «История отечественной фототехники».продолжение следует...