Привет из Грюнвальда

Привет из Грюнвальда

Выпуск № 36

Еще в декабре 2009 года после выставки, посвященной тысячелетию Литвы,
был разговор о невозможности создания качественного
историко-мемориального проекта,
без оригинальной, продуманной и внятной концепции.
В противном случае, это всегда будет рядовая развеска тематических картинок.
Минуло полгода, и «Шлях на Грунвальд» это только подтвердил.
Мне кажется, что уже прошло то время,
когда выставки хвалили за наличие рам, паспарту и качества печати.
С этой задачей проект справился.
Почти.
Дальний зал просто шокирует подачей работ.
Но в центре все пристойно.
На этом комплименты кончаются, и начинаются вопросы,
когда пытаешься понять,
о чем выставка и что тебе предложили к рассмотрению.
Дубасят друг друга некие личности в доспехах,
потом танцуют, потом опять дубасят друг друга,
садятся на коней и торжественно пилят дальше. На «Грунвальд».
Где «наши», где «немцы», чего рубятся и чего такие веселые – непонятно…
Если это репортаж, то о чем и откуда?
Если это постановочная серия, то где сюжет и драматургия?
Если это рассказ о деятельности рыцарских клубов, то где контекст?
Если это компьютерная реконструкция событий, то где начало и где конец?
Если это национально-патриотический проект, то кем и чем  мне гордиться?
Вопросов гораздо больше,
но нет смысла их перечислять.
Так как ни один из них даже не ставился при создании выставки.
В итоге я, зритель, стою посреди хоровода авторов,
которые мне одновременно рассказывают что-то об одном событии.
Настроение улавливаю, а смысла – нет.
Очевидно, что среди участников выставки нет личности
способной теоретически обосновать и практически осуществить
полноценный проект.
Значит нужно привлекать извне куратора и искусствоведа.
Нет денег – найдите.
Когда-то и рамы были проблемой.
В.Ракович, заявленный как куратор,
скорее способный организатор и экспозиционер.
Но то, что половина выставки представлена
работами «куратора», говорит о многом.
Если рассматривать работы по отдельным авторам,
то заметно выделяются своим стилем и настроением картинки С.Кандыбович.
При всей фрагментарности ее сектора,
в работах найдена персональная интонация и обычный репортаж
трансформируется в события «нездешнего» происхождения.
Интересные портреты появились у К.Мельника.
Но он не использовал всех возможностей
обработки, формата, и работы не раскрывают свой потенциал.
Хорошо бы посмотреть Косте альбомы по искусству готики.
Только настоящей готики, а не современных стилизаций «под старину»,
которыми так увлекся В. Ракович.
Досадно, что талантливый фотограф так откровенно
эксплуатирует однажды найденные приемы.
Титульные виньетки, заимствованные у старых мастеров
плохо работают при увеличении формата.
Картинки становятся похожи на недорогую полиграфию для афишных тумб.
Уверен, что Виталий это видит.
Но что заставляет его так настойчиво двигаться
по протоптанному пути – я не знаю.
Но знаю, что когда-то В.Ракович был мастером экспрессивного портрета.
А еще жаль, что в формальных «находках»
ему стали откровенно подражать коллеги.
Но коль внутреннего протеста нет,
то и мой протест не уместен.
Оглядываясь на выставку в целом.
легко заметить ее интерьерно-коммерческую направленность.
Возможно, так и будет – авторам повезет, и многие картинки займут
свое место в строящихся «рыцарских залах».
Так может и не тужиться над историческими проектами,
а нарезать из этих картинок открыток,
добавить слоган «Привет из Грюнвальда»
и торговать спокойно на ступеньках Дворца Республики?
По крайней мере, это будет  рентабельно.
И спрос – будет.
Фото и текст: Валерий Ведренко
16.08.2010
обсудить на форуме zнята