Где Ваши шедевры, мэтр?

Где Ваши шедевры, мэтр?

Выпуск № 37

Письмо Михаилу Гарусу

Как-то запали мне в сознание, Михаил,
Ваши размышления об авторской фотографии.
Решил и я поделиться своими думками на эту тему.
Вряд ли здесь уместно (и возможно ли?) сформулировать,
что это такое – авторская фотография.
Мы толком не знаем, что такое художественная,
что такое творческая фотография –
а тут еще и авторская имеется.
Знать не знаем, но интуитивно – определяемся.
Например, я считаю, что занимаюсь авторской фотографией
и Ваше творчество, Михаил, вполне соответствует
моему ощущению этого направления.
Видимо, авторская фотография (далее АФ) кроме определенных
индивидуальных  тем, стилистики и эстетики
подразумевает еще некий компонент.
Например Булгак и Картье-Брессон не попадают под мое понимание АФ,
а вот Саудек и Виткин – вполне…
Я привел классиков для наглядности.  
Очевидно, что АФ несет в себе яркий персональный посыл автора.
Причем этот посыл не столько эмоциональный,
сколько мировоззренческий, системный..
АФ, в какой-то степени навязывает свою программную                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         избыточную эгоцентричность зрителю и здесь происходит то,
что должно произойти:
у зрителя резко сжимаются пропускные ячейки фильтра,
сквозь который он воспринимает предложенное изображение.
Он прячет свой  мир от незнакомого мира АФ.
В фотографии это происходит наиболее заметно,
в силу ее документальной достоверности.
Видимо этим объясняются «закаты и котики»
а также ужасы и эротика, столь милые глазу посетителей выставок-продаж.
Тривиальные картинки не разрушают сознание зрителя.
Они желанны и ожидаемы всегда консервативным  вкусом обывателя.
А чтобы принять и приобрести мир АФ, нужно поступиться частью своего мира.
А это нелегкая  работа над собой.
Поэтому АФ всегда будет «чужой» в массовых предпочтениях.
Но «чужой» она может оказаться и среди адептов АФ,
если она не соответствует, по разным причинам, стандартам этой группы.
А стандарты и стереотипы –
обязательное условие выживания любого коллектива,
академического или радикального.
И говорить о коммерческом успехе АФ
можно ТОЛЬКО при наличии традиций коллекционирования
и заинтересованных институтов,
способных не только к достойному приобретению,
но и к экспонированию и хранению работ.
При их отсутствии никакая арт-галерея
не сможет навязать зрителю интерес и покупку АФ.
Я к чему, Михаил..?
Не стоит строить иллюзий и на счет галерей стороннику авторской фотографии.
Она всегда плохо вписывалась в интерьер консьюмеризма
и всегда будет на обочине товарно-денежных магистралей.
У искусства есть одно свойство.   
Его  никто и никогда не требует.
И Ваш, Михаил и мой телефон никто не будет насиловать грозным вопросом:
«Где Ваши шедевры, мэтр?».
Все зависит от внутренней убежденности и необходимости художника.
Хочешь – работай, не хочешь – пей или смотри ТВ.
И я предлагаю рассматривать определенное одиночество и невостребованность
как часть профессии фотографа в наших условиях,
который из всех возможных  дорог выбрал путь авторской фотографии.
Конечно, спросят: «А как же «там»?
А какое нам дело до «там». Мы живем «здесь».
Конечно, спросят: «А деньги?»
Да, деньги нужны всем, в том числе, были нужны и поэту Велимиру Хлебникову.
И тем не менее:
«Не стоит добиваться платы
За перевоз на берег цели
Иначе вылезет к родному брату
Сам лысый черт из темной щели»
За точность цитаты не ручаюсь, но смысл – ясен и прост.
С уважением
Валерий Ведренко.
25.08.2010

обсудить на форуме zнята