готовят серьезные аналитические статьи к полувековому юбилею
народного фотоклуба «Минск», позволю себе высказать
некоторые субъективные мысли
и обобщения, вызванные серией отчетных выставок клуба.
Главная из них – «Крокі-50» открылась в новом Музее города Минска,
что и достойно, и символично. А если учесть, что музей есть, а экспозиции – нет,
то можно надеяться, что фотография здесь будет частым гостем.
Не лишним будет еще раз сказать слова благодарности организаторам
и, в первую очередь, Е.К. Козюле и Ю.С. Васильеву.
Остается только удивляться их энтузиазму, энергии и ответственности.
«Крокі-50» - не только ретроспектива клубной фотографии.
С известными оговорками, это ретроспектива белорусской творческой фотографии,
ее общего направления и развития. Тема обширная, но я остановлюсь на том,
чего мне не хватило в экспозиции.
Принимая во внимание определенную субъективность концепции и
подбора материала выставки, тем не менее, по ее результатам можно выделить круг характерных особенностей нашей фотографии. Ее темы и акценты.
Лидирует пейзаж
Мягкий, лирический, скорее романтичный или романтизированный.
Традиционно, пейзаж – сильная, но очень консервативная сторона нашей фотографии.
Тронули нежные лошицкие этюды В.Журавкова.
В портретах – наоборот. Драматичная тональность преобладает,
особенно в портретах горожан.
Пожилые сельчане выглядят более бодро.
Но эта бодрость скорее от присутствия фотографа, а не от реальной жизни.
Именно реальной жизни, контекста не хватает портретам.
Фотография не отражает быт, работу, среду обитания персонажей.
Три работы восполняют этот пробел – «Альтернатива» В.Лобко,
«Деревенское такси» Ф.Кучера, портрет «одинокого» В Шарникова.
Очень разные и очень выразительные работы, передающие дух своего времени
и перспективы села. Но их крайне мало.
А вот в какой среде существуют горожане – тоже не известно.
Замечательные портреты Н. Дегтяревой, Е.К.Козюли, В.Раковича –
следствие этой среды.
Но городская жанровая фотография, видимо,
не привлекает внимание наших фотоклубовцев.
И в целом социальная индифферентность представленной фотографии очень заметна.
Это не упрек.
Однако выставка представляет фотографию, отражающую людей и события конца ХХ века (застой, перестройка, развал СССР, суверенитет) – переломное время.
А экспозиция об этом молчит.
Для творческого документа это странно.
Но мне кажется, что в данном случае социальная фотография
своим отсутствием демонстрирует общую гражданскую апатию нашего общества,
а не только фотографов.
Мне, наверное, возразят, что у выставки были другие задачи –
например, представить творчество максимального количества членов клуба.
С этой задачей, в целом, кураторы справились.
Но количество неизбежно демонстрирует качество...
И разговор идет не о техническом качестве или таланте того или иного фотографа.
Речь идет о невидимых отношениях, которые возникают между работами.
Которые либо связывают экспозицию в единый эмоциональный монолит,
либо оставляют отдельные приятные впечатления в пространстве.
По моим ощущениям «Крокi» ближе ко второму варианту.
Я не вправе советовать, но именно после просмотра сборной выставки
хочется увидеть такие же представительные, но строго жанровые премьеры клуба – «Пейзаж», «Портрет», «Город», «Эксперимент» и т.д.
Как говорится, чтобы узнать, как прожить правильную жизнь, нужно прожить ЭТУ.
Легко понять членов клуба, которые знакомы со своими архивами.
Но широкий зритель не знает этого материала.
А вот упомянутая выше «асоциальность» белорусской фотографии
навела на такую идею.
Не она ли стала благодатной почвой для легендарной
всесоюзной «Фотографики»,
где художественная форма была определяющей?
И не является ли «асоциальность» белфото не изъяном, а свойством?
Думаю, что предстоящая ретроспектива «Фотографики»
позволит нам вернуться к обсуждению этой темы.