В Великобритании обнаружены ранее неизвестные фотографии, сделанные Бернардом Шоу

В Великобритании обнаружены ранее неизвестные фотографии, сделанные Бернардом Шоу

Коробки с фотографиями Бернарда Шоу почти полвека простояли на полке в библиотеке Лондонской школы экономики. В личном архиве Бернарда Шоу исследователей в первую очередь интересовали письма и дневники. А до фотографий и негативов добрались только сейчас.

Десятки снимков - из Советского Союза. В 1931 году драматургу демонстрировали достижения молодой Страны Советов.
Карен Стаки, научный сотрудник архива библиотеки Лондонской школы экономики: «Шоу умер в 1950 году. И читающая, театральная публика запомнила его как выдающегося драматурга. А то, что он всю жизнь фотографировал, об этом как-то позабыли. А ведь он много что снял».
Куда бы он ни ездил, любопытный ирландец брал с собой фотоаппарат. В 1931 году Шоу выпал уникальный шанс поснимать на закрытой для обычного иностранца территории - в Стране Советов.
Из пропагандистского фильма: «В СССР приехал знаменитый английский писатель Бернард Шоу, известный критик буржуазного общества. Какой покажется ему наша страна?».
«Очень гостеприимной, весёлой и чистой», - писал он в английские газеты. Через 10 лет он узнал, что ему в основном показывали потёмкинские деревни.
Из пропагандистского фильма: «Писатель Шоу приехал в деревню, у которой новое название - колхоз».
В колхозе автора «Пигмалиона» накормили картошечкой, налили водки. Портреты колхозников, их дворы и коров фотографировать не дали. Удалось снять колхозников за работой и юных пионеров. Их было так много, что в кадр поместились не все.
Но больше всего Шоу любил снимать себя любимого. Он делал это и у себя в загородном доме, и в театре, где он репетировал, и на улицах Лондона. Он ставил камеру на штатив, выбирал вид поживописнее, включал таймер и бежал принимать величественную позу.
Если верить современникам Шоу, он - сплошная самоирония. Чего не скажешь, глядя на эти автопортреты. Сайа Майлс - она отсмотрела тысячи негативов и черно-белых снимков, в основном видит важного джентльмена, позирующего не для камеры, а для вечности.
Сайа Майлс, архивист библиотеки Лондонской школы экономики: «Он умел себя подавать. Посмотрите, на каждой фотографии он сдерживает эмоции, всегда с очень серьёзным лицом, улыбается редко. Он явно хотел, чтобы потомки запомнили его именно таким - серьёзным, монументальным».
А вот фотографии жены - гораздо человечней и теплее. Шарлоту Шоу называл «моей зеленоглазой миллионершей». Он не только любила мужа-социалиста, но и долгое время содержала семью.
Карен Стаки, научный сотрудник архива библиотеки Лондонской школы экономики: «Странная вещь, на известных фотографиях - это очень строгая дама. А тут она такая мечтательная, милая!».
«Если бы Веласкес родился в наши дни, - писал Шоу, - он бы стал фотографом, а не художником!». Кем бы стал Шоу, оказавшись в XXI веке, у студентов лондонской школы экономики, первых увидевших эти фотографии, нет ни малейшего сомнения - блоггером. Его фотографии и едкие комментарии так и просятся в Интернет.
Источник: Первый канал