По всем признакам
трехлетний выставочный фотобум в Минске идет на спад.
Это нормально.
Но непривычно.
И чтобы утолить эстетический голод
«в воскресный день с семьей моей мы вышли со двора…».
И первым делом зашли в Национальный художественный музей.
Если бы мне кто-то в 1980 году сказал,
что наступят в Минске времена,
когда в Союзпечати будут стоять альбомы Босха и Модильяни,
что на месте пивнухи «Тополь» будут восстанавливать храм,
а в Художественном музее откроется выставка «эмигранта» Б. Заборова -
я бы сразу понял,
что мой собеседник скоро вернется в Новинки.
Но удивительное - рядом.
И все можно потрогать.
Кроме произведений Заборова.
Их - только смотреть.
Не стану навязывать свои впечатления от этой выставки.
Поделюсь небольшим репортажем
и настойчивым приглашением обязательно посетить
эту очень хорошую и по форме, и по содержанию экспозицию.
Выставка представляет редкий для Минска
мировой уровень современного искусства.Искусство в музее тебя поджидает даже по дороге в туалет.
Если я не ошибаюсь, в основе этого арт-обьекта находится гранитная скульптура «Отдыхающий боксер» - образец соцреализма в спорте.
А сейчас, вот что хочешь, то и думай. А смотрится… правда?
Следующим очагом культуры у нас был намечен «Палац мастацтва».
Но познакомиться с вкладом беларуских художников в Грюнвальдскую битву
опять помешала Октябрьская революция.
Экспозиционное поле битвы закрыли на торжественный «выходной».
И только беспринципные дельцы от CD- и книго-торга
обтяпывали свои финансовые делишки, не взирая на красную дату.
После теплых слов и поздравлений в адрес «ПМ»
ноги сами собой выбрали альтернативу.
И впервые мы ступили на остров современного искусства
в консервативно-позитивном море столицы.
Дверь в «Галерею «Ў» была гостеприимно распахнута двумя кирпичами,
а надпись на двери просила, пожалуйста, ее закрыть.
Здравый смысл победил гнилой абсурдизм
и вот мы уже в облаке знакомого аромата «Подземки».
Галерея мне напомнила, скорее, арт-бутик,
Атмосферой, масштабом и всепроникающей кармой.
Все симпатично, как в детской секции гипермаркета. Но когда вспоминаются какие-то «суды», глобальные проблемы
и ореол центра «контемпорари», то, действительно, понимаешь -
балаганчик здесь более уместен.
По моему, в Минске должно появиться хотя бы 10-15 таких «Ў»,
чтобы появились настояще вопросы и проблемы.
А пока галерея может представить отдельные работы
отдельных авторов для отдельных зрителей.
Что она и делает.
И административно-хозяйственных проблем у галереи
много больше, и дай Бог девушкам с ними справиться.
А заявленные 3-4 зрителя конкретно топтались
по бетонно-мозаичному полу галереи.
Нас трое и один плохо воспитанный войсковец.Но в штучном отделе «Ў» мне попался на глаза альбом «Паганства».
Интерес к этому изданию, разогретый PR-байками,
заставил внимательно пролистать черные страницы.
Можно поздравить автора с успехами в карьере,
можно поздравить дизайнера с умением из 6-7 любопытных фотографий
смастерить целую книгу,
можно поздравить весь белорусский народ
с выходом нового фотоальбома.
Но скажу откровенно, что если бы не 5 лет экспедиций по Полесью,
я бы просто не понял - что изображено на картинках.
Возможно, этот материал послужит иллюстрацией
к текстам академического издания «Обряды и суеверия белорусского Полесья».
Возможно…
Но как самостоятельный проект
под маркетинговым названием «Паганства» («Язычество») он неубедителен. Фотографической дизайнерской «воды» в нем - как в весенней Припяти,
а собранный материал по заявленной теме
дальше расхожей и поверхностной «поэтизации сил природы» не продвинут.
Что неудивительно.
На мой взгляд, откровения и практики древних мировоззрений
лежат вне линейного «хочу-могу». Непростое это дело…
Ну и ладно.
Альбом есть. Презентация будет. Тема закрыта.
Одно смутило.
Уж какие там боги в язычестве, не знаю.
Но то, что цена на альбом «безбожная» - это точно.
Такие дела.
Так что, господа фотографы, нет своих выставок - ходите в музеи и галереи.
Есть что посмотреть, есть о чем подумать.Текст и фото: Валерий Ведренко
9.11.2010обсудить на форуме zнята