Ни бульбы, ни хорора…

Ни бульбы, ни хорора…

Выпуск № 43

Наши фотографы по-прежнему молчат.
Зато разговорились киношники.
Скромно, но доходчиво заявив,
что «этот фильм должен посмотреть каждый белорус»
они объявили о выходе на экраны ленты «Масакра».
Как послушный обыватель, я собрал домочадцев
и мы двинулись исполнить гражданский долг.
После просмотра на семейном худсовете  мы согласились,
что «могло быть и хуже» и поставили «Масакре» твердую 6 из 10.
А вечером узнали, что родной кинофестиваль «Лістапад»,
как и российский «Киношок», тоже не в восторге от  нашего кино.
Вот эти обстоятельства и подтолкнули
к размышлениям  о новинке «Беларусьфильма».
Несколько рецензий, найденных в сети, удивили своим единодушием,
где добрые слова в адрес фильма свелись к политкорректному - «хорошая картинка».
И с этим не поспоришь.
Но «хорошие картинки» шли одновременно еще в четырех залах кинотеатра.
А ведь «Масакра» подавалась как  что-то новое, значительное и национальное...
И самое грустное, что фильм не оправдал ожиданий.
Ни реабилитация «опального» режиссера,
ни утверждение художником картины партизана-авангардиста
не сделали ленту  фильмом, который «должен посмотреть каждый белорус».
Не стану углубляться в анализ драматургии фильма -
лежачего не бьют.
Отмечу только, что никакой жанр не дает индульгенцию
на отсутствие внятного сюжета и убедительных персонажей.  
Ведь фильм рассчитан на самую широкую аудиторию.
Досаду вызывает и простодушный дилетантизм,
переходящий в  шокирующее невежество,
когда авторы пытаются работать с историческим фоном.
Пустые стены «усадьбы графа Пазуркевича» заполнены
хрестоматийными портретами из Несвижской коллекции
Национального художественного музея.
Он что - потомок настоящих Радзивиллов?.
Оказывается - да.
И граф, наружности саудовского прынца,
тычет пальцем в магнатский  портрет - «Мой дед!».
Так значит «Несвижские короли» - оборотни?
Не знал, до фильма - не знал…
Еще есть поп-гарибальдиец, неведомой конфессии
с проповедью абстрактного гуманизма…
Он может  медведя словом остановить, правда, с оружием в руках.
Есть герои, говорящие попеременно на трех языках,
Есть «местные» во фламандских нарядах,
есть ведьма в прикиде от вильнюсской Кармен.
И такими cтразами расшито все полотно картины.
Смешно? Страшно?
Нет, скорее - неловко…
Даже не бесспорная «Дикая охота короля Стаха»
уже кажется заоблачной вершиной.
А малобюджетный «Господин оформитель»
и вовсе - шедевром на все времена.
Когда нет достоверной истории в учебниках истории,
есть надежда на просвещенного художника.
В данном случае - была...
Но авторы вправе возразить: «Дык мы ш бульба-хорор!».
Правильно…
А другие скажут: «А мы ш бульба-вестерн»!
А третьи: «Мы - бульба-гламур!».
А в итоге - ни бульбы, ни хорора…
Новогодний парфюм -водевиль «Паўлинка Black».
То есть говорить о фильме всерьез не позволяют сами авторы,
а говорить с юмором - не позволяет его полное отсутствие в фильме..
И спекулятивно заявленная тема белоруской шляхты
(в легендах ли или в истории)
как была белым пятном в сознании зрителя, так и осталась.
Как, видимо, и в сознании авторов «Масакры».
Справедливости ради - есть в фильме сцена присяги на Святом писании
и диалог между главной героиней и ее теткой.
Вот здесь, вдруг, сквозь мишуру «бульба-хорора»
прорывается удивительно тонкая достоверность персонажей -
сливается в единое  типаж, язык, свет, цвет, время, легенда, волнение и конфликт.
Вдруг прорывается живое искусство и ты - в его обаянии,
ты ему рад и ты ему веришь.
Увы, длится это кино не более минуты…
Фильм превратился в бодрый монтаж самодостаточных перфомансов,
связанных между собой простой монтажной склейкой.
И сколько я не старался, но так и не понял,
что же вызвало в фильме эту самую  резню-погром -масакру.
Но самое удивительное в этой киноленте то,
что ни один из персонажей не вызывает ни симпатии, ни сочувствия,
ни осуждения, ни волнения за его судьбу.
Как столбы на дороге…
Так что это за «мистическая мелодрама», где не за кого переживать?
Но это - только на первый взгляд.
Оказывается - есть за кого переживать.
Только это не герои фильма, а его авторы.
Жаловаться на нехватку денег и при этом сэкономить - тяжело!
Снять фильм и не замерзнуть - тяжело!
Работать с медведем и остаться в живых - тяжело!
И, вообще, поставить картину на «Беларусьфильме» - подвиг!
Все интервью режиссера - о сложностях съемочного процесса.
Вот тут и понимаешь, что сверхзадача фильма -
оправдать оказанное  руководством доверие.
Что во все времена было похвально.
И, судя по всему, доверие оправдано.
И скоро творческий тандем нас побалует
новым «актуально-национальным» самогоном
из Борщевского с Достоевским.
Ну, «Беларусьфильм», трепещи!
Ты еще не знаешь, что такое «некроромантизм»?!
Скоро узнаешь…
И ты, и каждый белорус
и белоруска - тоже.
Такие дела.
Текст: Валерий Ведренко
Фото: Алексей Бибиков
18.11.2010


обсудить на форуме zнята