Закат и короткий ренессанс малоформатных дальномерок

Закат и короткий ренессанс малоформатных дальномерок

Пожалуй, самым совершенным и по своему красивым из советских дальномерок был автоматический фотоаппарат «Электра-112», 1980-1984 годы выпуска. Современный (на то время) дизайн, хотя и напоминал новые Лейки, но не копировал их. Электра-112 была создана в едином стиле с новыми камерами серий Вилия, Силуэт-Электро, Орион-ЕЕ. К сожалению, из-за высокой цены она не получила спроса и была снята с производства.


LOMO Elektra 112

Последняя из советских малоформатных дальномерок «Эликон-1» (1985 год) отражала, видимо, начинавшуюся мировую тенденцию в фотографии. С одной стороны, рынок профессиональной и полупрофессиональной фототехники еще с 60-х годов начали отвоевывать зеркальные камеры, а в конце 70-х маркетинговая операция японских компаний Canon и Nikon в США вывела зеркальные камеры в фактические монополисты на рынке профессиональной и полупрофессиональной техники (эту историю я расскажу подробнее в одном из следующих параграфах). С другой стороны, ранее фототехника была недешева и требовала умения, т.к. настройки делались вручную, сервис был неразвит (кроме США), поэтому, человек, покупая фотоаппарат, становился фотолюбителем: ему полагалось почитать какую-никакую литературу по фотографии и фотохимии, а то и в кружок или клуб записаться, фотолюбитель обзаводился сопутствующей техникой - увеличители, ванночки, красный фонарь, химикаты и т.п. Фотографирование и последующие проявление и печать требовали квалификации и занимали немало времени.
Теперь же, иметь фотоаппарат в турпоездке или на пикнике на природе или на школьном празднике стало модно. Все сопутствующие труды взяли на себя фотоателье и, покупая фотоаппарат, человек часто рассчитывал, что его использование будет не сложнее пользования телефоном или калькулятором. Отвечая на эти требования, стали распространяться автоматические камеры, оставляющие минимум работы владельцу. В идеале - навести и нажать кнопку. При этом, требования массового потребителя к качеству фотографий оставались довольно невысокими - то, что профи или грамотный фотолюбитель расценивал бы как технический брак, просто не замечалось при семейном просмотре фоток, сделанных в прошлой поездке на море.
Зато, если фотокамера становится, как сейчас сказали бы «гаджетом», приоритетными становятся масса и габариты. При этом, первым кандидатом на жертву становится большой объектив. Вот и Эликон, хоть и был автоматической дальномерной камерой, по дизайну являлся стопроцентной мыльницей - с маленьким объективом, полностью заделанным заподлицо корпуса камеры и прикрытом задвижкой.
И все же, полумеры не помогли. Желание охватить максимальный рынок привело к необходимости максимального удешевления фотокамер и упрощения работы с ними. Малоформатные дальномерки оказались слишком сложными и качественными для массового фотографирующего и их выпуск сошел к минимуму. Все это, конечно, не относилось к таким элитарным камерам, как Leica, которые имели свою устойчивую потребительскую нишу и имеют ее сейчас, но не они создавали тенденцию.
Однако, в 90-е годы, как раз накануне триумфального взлета цифровиков, дальномерки пережили короткий, но яркий ренессанс. В 1995 году Contax выпускает новую дальномерку G1, затем G2 и анонсирует выпуск первого дальномерного зум-объектива. Начинание поддержали японская фирма Yasuhara (камера T981), Voightlender, который к тому времени стал частью компании Cosina (камера Bessa-R), Konica Hexar RF и Nikon S5. А одновременно с анонсированием цифровой Лейки М8 компания Zeiss Ikon анонсировала модель ZM (производить которую должна была Косина) с байонетом тип М Лейки.
Впрочем, агрессивное распространение компактных цифровиков нанесло второй удар по малоформатным дальномеркам и сегодня на рынке остались единицы:
- легендарная несгибаемая Leica, продолжающая выпускать наряду с цифровыми М8 и М8.2 и полнокадровой Leica M9 и пленочные модели: Leica М7, ее профессиональную модификацию Leica МP и Leica a la Carte - аппарат на основе М7, некоторые компоненты которого подбираются индивидуально по желанию заказчика из довольно обширного списка;
- различные модификации модели Bessa R4 компании Cosina Voigtländer (анонсирована в 2004 году) - современные камеры с байонетом Leica тип М.
- Epson RD-1 - продукт совместной разработки Seiko Epson and Cosina Voigtlander, появившийся в 2004 году.
Вот, пожалуй и все. Да, фотохудожники, предпочитающие пленку цифре, пока еще имеют шанс в поисках антикварных Леек, Фохтландеров и Контаксов в рабочем состоянии!

Автор: Глеб Дробышев
Источник: znyata.com

Обсудить на форуме zнята
В статье использованы материалы Г. Абрамова «35мм дальномерные фотоаппараты: история и ренессанс», глава «Современное состояние рынка 35мм дальномерных камер».

продолжение следует...