Вещи своими именами

Вещи своими именами

Начало ноября ознаменовалось открытием фестиваля цифрового искусства Terra Nova.

Первое: значение слова
Terra Nova  - (лат. Новая земля) довольно распространенное название, не спорю - красивое, загадочное. Среди прочих значений словосочетание использовали для названия судна, использовавшегося для экспедиций, для названия антарктической экспедиции в начале XX века. В Интернете есть много названий и ассоциаций с этим словом. И вот, в начале XXI словосочетание используется для названия выставки новых высоких технологий. По словам искусствоведа Евгения Шунейки, для белорусов цифровые технологии являются этой самой «новой землей», выход на этот новый уровень позволит включиться в современную мировую цивилизацию. Посмотрим.

Второе: пресс-релиз и пресса
«Главной задачей проекта является развитие компьютерной графики и мультимедиаискусств в условиях Беларуси» – говорится в пресс-релизе. На открытии фестиваля куратор Федор Ястреб отметил, что «сегодня он [фестиваль] стоит наряду с французским и польским фестивалями цифрового искусства и стал одним из сильнейших в Европе». Проверим.
Кроме официального релиза и репортажа с открытия БелаПАН и TUT.BY, больше никто из электронных СМИ должного внимания одному из лучших фестивалей Европы не уделил, не считая перепечаток новости с сайта БелаПАН.

Фото: Валерий Ведренко
Третье: фестиваль
Программа фестиваля большая и разнообразная: выставка, конкурс, многочисленные показы и просмотры. Но посмотрим на место и на время. Национальная Библиотека Беларуси, три просторные галереи на втором и третьем этаже, время мероприятий 17.00-19.00. А теперь проанализируем.
В залы библиотеки можно попасть только с читательским билетом, для этого в библиотеку нужно записаться, отдать определенную сумму денег за читательский билет. В будние дни основная и, предполагаю, что потенциальная масса людей, работает или с работы едет, так что при всем желании можно успеть на самый конец просмотров. Но если же потенциальный зритель – это студент, что тоже неплохо, тогда все отлично – и читательский билет у них всех наверняка есть, и время вечером, свободное от занятий.
Однако, если учесть, что большинство выставляющихся – это молодые люди и студенты, то могу смело предположить, что и на просмотрах образовался всем любимый междусобойчик – друзья, соратники и сами участники фестиваля. Об этой тенденции я как-то писала, рассуждая о галерее «Ў». Как видите, тенденция повторяется и за ее стенами.
Сама себя тут же перебью. Фестиваль обозначается как международный, участвуют в нем представители Беларуси, Литвы, Молдовы, Норвегии, Сербии, России, Украины и Эстонии. Список внушающий и уже сам по себе отменяет эффект междусобойчика. Что радует. Даже у студентов, пришедших посмотреть на работы своих друзей, будет возможность обогатиться опытом и видением их коллег из других стран.
Международное событие в Беларуси, наверное, единственный способ разорвать странную тенденцию, но все же даже на таком фестивале остается странный привкус и ощущение, что попадут сюда только люди приближенные (во всех смыслах).
Четвертое: выставка

Фото: Валерий Ведренко
Выставка расположилась просторно: в трех галереях, и еще часть в импровизированной галерее в коридоре 3го этажа. Галереями предоставленные и, соответственно, озаглавленные помещения назвать сложно. У нас, конечно, привыкли установить на стенках крепления для развешивания работ и назвать это место галереей. В Библиотеке что-то среднее между залом ожидания и большой комнатой отдыха, с креслами,  прекрасным видом из окна, мраморным полом, богатыми шторами, ступенями – все на уровне. Только вот в одной «галерее» часть экспозиции была заставлена перегородками, которые в другое время наверняка служат передвижными стенками или же стендами. И там же собиралась на репетицию группа восточных танцев (крайне странно было видеть в НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ девушек в спортивных костюмах). В другой – почти не было света. Только галерее Атриум, расположенной посередине, повезло – свет там был везде, ничего лишнего не стояло, и работы выглядели довольно лаконично на стенах, в смысле как выставка, а не как интерьерные картинки в комнате отдыха.
Но все же выставка, значит выставка. Отбросив все мешающие факторы, к которым уже отношусь как к естественным «условиям Беларуси», знаете ли, я отправилась рассматривать конкурсные работы. Компьютерная графика, цифровое фото, коллажи,  цифровое фото с обработкой, в общем, все, что можно было придумать и выставить. Довольно много новых имен, встречались и те, кто участвовал в фестивалях ДАХ и MAKE ART POP этим летом. Особенно приятно было видеть новые работы уже известных авторов. Значит, развиваются и ищут себя. Андрей Дмитренок, показывавший портреты публичных людей Беларуси на фестивале ДАХ, изменил способ их подачи: каждая работа обрела название: «Литератор», «Звуки МУ» и т.д., и поменялись рамки. Но аккуратность пострадала: работы выглядели помятыми и от этого не так эффектно, как могли бы.

Фото: Андрей Дмитренок

Фото: Андрей Дмитренок
Отличился на фоне других работ Алексей Юшковский, представивший на суд зрителей и жюри конкурса…рисунок. Запоминающиеся и эффектные работы «Календарь» и «М и Ж». Календарь вышел политизированный, про права и свободы человека на каждый из 12 месяцев. Но это свойство очень хорошо было замаскировано рисованной историей про парня и девушку, которые учились, гуляли под дождем, лепили снеговика, мечтали, целовались, в общем, жили своей собственной яркой жизнью. Целый год. И вторая работа «М и Ж», про типажи мужские и женские, добрые и злые, влюбленные и странные. Позитивные работы, заставляющие улыбнуться и одновременно задуматься.
Запомнились Алена Бирюкова и Александр Мишин. Два автора, делающие словно парные фотографии, серии, дополняющие друг друга. И хотя сюжеты у фотографов разные, стилистически они словно рассказывают одну историю, поочередно пишут каждый свое предложение. Яркие, контрастные цвета, космические пространства, эпатажные герои. В эстетике таких фотографий хотя и нет ничего нового, но авторы, работающие над проектом, целиком и полностью ему преданы, и это видно.
Из общей экспозиции в трех галереях выделились литовские участники Р.Грикявичус и Е.Иванаускас. Почему-то организаторы проекта лишили литовских фотографов имен. Грикявичус представил на конкурс мистическую серию «The Fly» - странные образы, рожденные в компьютерном мире, переплетающиеся с реалистичными, заключенные в непонятные пространства, выглядели сильной попыткой оживить неодушевленный компьютерный серый мир. Аналогичные эксперименты белорусских художников на конкурсе смотрелись намного проще.

Фото: Р.Грикявичус

Фото: Е.Иванаускас
Среди прочих творческих находок стоит отметить умение правильно и эффектно работы представить. Удается это, скажу честно, очень немногим. Самым запоминающимся авторов в этом плане стал Александр Жерносек. Фотографии, напечатанные на стекле, выглядят необычно и красиво.  А сами работы раскрывают дар Александра не только к фотографии и ее цифровой обработке, но и к литературным изыскам: «женщина, читающая книгу жизни, написанную наоборот».

Фото: Александр Жерносек

Фото: Александр Жерносек
Не хочу говорить о тех, кто не произвел впечатления. Отмечу только, что таких было достаточно: не очень удачные эксперименты, не совсем понятные по назначению портреты и репортажные фотографии. Если представить процент впечатляющих и разочаровывающих работ, то, наверное, получится 50%/50%. Довольно неплохо для фестиваля-конкурса молодежного цифрового творчества «в условиях Беларуси». Но…
Пятое: экспозиция
Во второй и третьей галерее меня не покидал вопрос: «Зачем работы одного автора, и уж тем более серии, нужно было вешать в разных залах?». Вышла игра – найди меня, и если бы я не записывала фамилии участников, наверное, вряд ли бы вспомнила, что именно его работы видела в другой галерее. Игра на развитие внимания и памяти. Но зачем? Неужели выставленная целиком серия, шаг за шагом, произвела бы худшее впечатление, чем разбросанная по трем разным залам? Для меня это было очень странно.
По задумке организаторов, круглая галерея Атриум должна была содержать работы гостей фестиваля: Олег Яровенко, Вадим Качан… (про этих авторов я точно знаю, что в конкурсе они не участвуют и их можно отнести к категории «гости»). Но произошла путаница, и выставка превратилась в винегрет, где можно было задать еще один вопрос: «Почему серия Вадима Качана «Параллельные миры» участвует в конкурсе?» И еще один: «Почему хоть эту серию не пощадили и разбросали: три работы в начале галереи, три – в конце?»
Приведу еще несколько фактов, просто фактов, потому, что всякое описание и анализ просто блекнет на их фоне. Итак.
Было задействовано все пространство стен, насколько это только возможно. Круглая стена в одной из залов упирается в окно, в этом углу стоят цветы. И в этом же углу висят фотографии, пробраться к которым практически не возможно. Невозможно было и тем, кто расклеивал названия работ, под тремя несчастными фотографиями их просто нет. Плюс фотографии на стенах за телевизором, за стульями, в практически недосягаемых и самых укромных уголках залов. Причем в центре всех галерей, довольно просторных, было пусто, и ненужными были передвижные стеночки.
Но организаторам все равно не хватило места, и поэтому часть экспозиции разместилась просто в коридоре. Передвижные конструкции расположились в коридоре третьего этажа, но безо всяких обозначений, к чему и как выставленные работы относятся. Помимо фотографий, эта часть экспозиции содержала графические работы, рисунки и что-то еще, совершенно к теме разговора о цифровом искусстве не относящееся. Я сбежала оттуда в полном замешательстве.
Такая мелочь, как подписи к работам, меня тоже смутила: так неаккуратно наклеенные этикетки я еще не видела.
И последнее – розовые паспарту.
Шестое: уровень
На открытии выставки куратор фестиваля Федор Ястреб заявил, что фестиваль Terra Nova «стоит наряду с французским и польским фестивалями цифрового искусства, и стал одним из сильнейших в Европе». После посещения экспозиции, я засомневалась в правдивости этих слов и решила проверить. О каком именно фестивале говорил куратор, я не знаю. Но решила просто поискать фестиваль цифрового искусства во Франции. Фестиваль «Cube Festival» прошел в Париже 22 сентября – 3 октября этого года. На сайте фестиваля подробные отчеты, информация о художниках и их работах, интервью, подробная программа, видеосюжеты. Можно легко составить общее впечатление о том, что там происходило и как. А происходило нечто феерическое. Цифровые технологии во Франции, да и, наверное, в Западной Европе давно уже опередили наше понимание о цифровом искусстве. Это не цифровые фотографии, и даже не компьютерная графика, это нечто намного большее: огромный экран, где отображается температура человеческого тела, от синего до красного, и этими красками можно рисовать, просто двигаясь возле экрана. Или миллион звезд, которые рассыпаются на экране от прикосновения. Или голубые медузы и мелкие рыбки, которыми можно управлять так же, поднося руки к экрану. И еще миллион креативных и поразительных изобретений. А у нашего фестиваля даже сайта своего нет.
Современные цифровые технологии ушли на десятки лет вперед нашего их понимания, с их помощью сегодня европейские художники создают новый мир и новую реальность. А белорусы только готовятся стать представителями современной цивилизации.
Но я не хочу сказать: фестивалю – бой. Отнюдь нет. Желание поддержать молодых художников, показать им самих себя со стороны и научить работать так, чтобы их творчество ценилось не только ими самими, но и широкой публикой, важный шаг на пути в воспитании нового поколения. Конкурсы и выставки - это стимул к творчеству и шевелению мозгов. Международный конкурс показывает нас самих на уровне наших соседей и дает возможность увидеть свое творчество в другом окружении. Мне понравилось много работ, были и удивления и приятные открытия, молодое поколение растет и растет правильно.
Но такое сопоставление нашего фестиваля местного разлива с крупнейшими европейскими – в корне некорректно. Между нами огромная пропасть. Фотография, сделанная цифровым фотоаппаратом против огромного экрана с управляемыми цифровыми медузами. И правда, «новая земля» и исследовать ее придется долго и тщательно.
Таня Федоренко

обсудить на форуме zнята

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 Р.Грикявичус