На запредельном расстоянии от дома: интервью с Коринной Зауа

«Некоторые скитальцы везде чувствуют себя как дома,
другие – нигде.
Я была из последних».

Робин Дэвидсон, австралийская писательница

Наверное, все началось еще зимой. Я снова приехала в Берлин бродить по неприветливым ледяным улицам, спасаться в норах книжных магазинов и, конечно, размышлять о фотографии. В районе станции «Зоопарк», печально известной по героиновой биографии Кристины Ф., я набрела на уличную выставку, объединенную названием «Моя секретная жизнь». Один из снимков – лежащей на полу девушки с растрепанными, словно струящимися под водой, волосами и рукой, закрывающей лицо запечатленным в движении жестом – необъяснимым образом зацепился за мои личные ассоциации, отпечатавшись в памяти и на пленке. Образ был настолько глубок и обезоруживающе интимен, что его открытость безличному пространству большого города даже пугала. Занятые пешеходы спешили мимо по своим делам, мороз не щадил пальцы на кнопке спуска, а к табличке с описанием концепции не вела по снегу ни одна дорожка следов…

Эта безымянная фотография на фоне тоннеля метро, где в 1970-х немецкие подростки из Западного Берлина пытались с помощью химии придумать себе дом, где им хорошо, и осталась для меня визуальным символом тех зимних недель. Тогда я никак не могла предположить, что полгода спустя мне выпадет случай встретиться и поговорить о дистанции и деталях, любопытстве и интересу к людям, откровении и поисках себя с человеком, который поймал мгновение этого снимка – светлой и немного робкой девушкой из Ганновера, фотографом Коринной Зауа (Corinna Sauer).  

На запредельном расстоянии от дома: интервью с Коринной Зауа
Фото: Ольга Бубич. Берлин, 2014

 

Мир с запредельно близкого расстояния

Одна из основных черт, которая запоминается как особенность стиля Коринны Зауа - это расстояние, с которого фотограф позволяет себе заглядывать в чужие реальности. Оно, словно из романа Джонатана Сафрана Фоера, - «запредельно близкое», и эта близость делает его, расстояние, чрезвычайно притягательным для зрителя. Высококонтрастные фотографии, снятые почти всегда ночью – в щемящей темноте беспощадных улиц или в действительно кажущихся запретными комнатах, где вспышка будто бы застает врасплох выхваченный из пустоты фрагмент мира. Лицо или даже его фрагмент, застывший жест или движение тела, предмет, по-новому увиденный в странных окружениях чьих-то будней, заплатка случайной подворотни.

Сидя за чашкой кофе в открытом кафе у выхода из метро Котбуссер Тор в сердце Кройцберга - самого мультикультурного района немецкой столицы - Коринна рассуждает о своем пристальном внимании к деталям:

«В чем-то это случается автоматически… Моя любовь к деталям и частям тела: ко всему, что чаще всего остается незамеченным, будучи потерянным в более широком контексте.  Я думаю, что по сути, именно так и вижу мир. Меня привлекает то, что фотография позволяет извлекать из этого контекста детали и придавать им особое значение.  

Восхищение деталями мне было свойственно еще в те времена, когда я была ребенком. В шесть или семь лет у меня появился первый фотоаппарат. И, знаешь, я все еще помню, как бродила по родительскому саду, фотографируя не только сам сад или цветы в нем, но и просто отдельный листик. Он как бы приобретал совершенно другое значение. Это был мой собственный листик. Листик, который я сама выделила для себя как особенный, интересный, теперь ставший моей фотографией.

На самом деле, я и сейчас просто очарована этой способностью фотографии! С одной стороны, ты как бы зависишь от своего окружения, а с другой – становишься в силах изменить реальность, выводя на поверхность своей собственный субъективный взгляд, делая его видимым другим людям»
.

На запредельном расстоянии от дома: интервью с Коринной Зауа На запредельном расстоянии от дома: интервью с Коринной Зауа
Фото: Коринна Зауа, из серии «Ночь, которую я изменяю»

Люди, играющие в игры

Места, в которых Коринна Зауа без опасений достает камеру вряд ли назовешь обыденными. Это закрытые немецкие клубы для людей с садомазохистскими пристрастиями, криминальные районы Дании и Германии, ночная жизнь рабочего класса. На мой вопрос о причине выбора подобных объектов для реализации фотопроектов, девушка отвечает очень просто:

«Моим стимулом было … любопытство! Любопытство по отношению к людям, к тому, что их сближает, заставляет собираться в группы, создавать определенную идентичность. Люди говорят: я – часть этой тусовки, я одеваюсь определенным образом, считаю это место своим. Объединяющим моментом может быть музыка, политика – что угодно. Фотоаппарат в таких ситуациях выступает предлогом. Например, без него я никогда не попала бы в садомазохисткий клуб. В серии «По обоюдному согласию» мой интерес предельно прост: что же происходит в таких заведениях? Кроме ролей, которые принимают на себя приходящие в садомазохисткие клубы люди, кем они являются на самом деле?

На запредельном расстоянии от дома: интервью с Коринной Зауа
Фото: Коринна Зауа, из серии «По обоюдному согласию»

Мне кажется, что люди, которые пускают меня в свои жизни, чувствуют, что мой интерес не поддельный, что мое любопытство – нечто, с чем я сама ничего не могу поделать. Люди понимают, что это не просто я и моя камера в попытке буквального нащелкивания снимков, что в этом всем лежит мой настоящий интерес к происходящему вокруг. И я могу признаться, что с доступом, который я получаю в разные особенные места, мне действительно повезло. Снимая, например, проект о датском гетто, я просто подружилась с одним из парней, живущих в доме напротив. Я ходила к нему в гости, мы играли в видеоигры, ели вместе – мне действительно было интересно буквально все.

Что касается проекта «По обоюдному согласию», в садомазохисткие клубы меня пускали после того, как я просто звонила им и представлялась: «Я фотограф, я интересуюсь темой». Первый раз я приходила туда без фотоаппарата, знакомилась, устанавливала дружеские отношения с ребятами. Более того, некоторым клиентам даже как бы нравилось, что я была там с камерой
… (смеется).  В одном из клубов у меня завязалось больше контактов и именно там, в результате, я и снимала больше всего. Ходила туда примерно раз в неделю на протяжении где-то полугода, параллельно учась в университете».  

Продолжая нить размышлений, иногда прерываясь, чтобы скрутить из бумаги еще одну, популярную среди берлинской молодежи, самокрутку с ароматным табаком из фирменного пакетика, Коринна приходит к выводу, что любое место, которое оказывается в объективе ее камеры во время перемещений по Европе, визуально и метафизически остается непрерывным отражением постоянных поисков себя.

«Я вижу все, что меня окружает, как более или менее параллельный мир, которому я одновременно принадлежу и нет, - говорит фотограф, - будто бы я в то же время нахожусь внутри и снаружи, ища ответ на вопрос: где же в этом всем место для меня? Я стараюсь понять связи между людьми, стараюсь понять себя саму, отыскать мое место.  

Все эти истории на самом деле вовсе не о гетто или о садомазохизме – они все об очень общих вопросах относительно моих ощущений и принадлежности месту»
.

На запредельном расстоянии от дома: интервью с Коринной Зауа
Фото: Коринна Зауа, из серии «В безумном Линдене»

«Домашняя история»

«Своим» местом на протяжении последних лет для Коринны Зауа были не только Ганновер и Берлин, но и датский город Орхус, где она училась на международном курсе в школе медиа и журналистики. Интересно, что, в отличие от университетского образования в схожей области, которое девушка получила в родной Германии, подход датских преподавателей был совершенно иным.

«Казалось, что преподаватели старались вытрясти из наших голов все, что мы до этого узнали о фотографии, - улыбается Коринна, - они пыталась научить нас быть, прежде всего, иррациональными!»

Сами задания в Орхусе также отличались от общепринятых. Коринна рассказывает, что большинство из них выдавались на одну-две недели, в течение которых других лекций фактически не было, дабы дать студентам возможность сконцентрироваться на генерировании собственной идеи и ее визуальном воплощении.  

«Большинство заданий были достаточно общими… например, мы должны были сделать снимки, представив себя человеком другого пола или животными, фотографировать с закрытыми глазами или максимально раскрепоститься и быть импульсивными. Суть обучения определялась скорее не получением конкретного результата, а погружением в сам процесс».

Вернувшись после окончания обучения в Берлин, фотограф другими глазами посмотрела на проекты, снятые за последнее время. Коринна вспоминает, что однажды она собрала вместе все сделанные снимки и начала раскладывать их как кусочки большой невидимой мозаики:

«В определенный момент мне показалось, что в них что-то есть, и это что-то отличалось от того, что я видела в работах раньше. «Что это?» - спрашивала я себя. «Каким образом я его ощущаю? Чем оно отзывается во мне?». Я складывала и складывала свою мозаику, и она вырастала в нечто очень органичное, что показалось мне очень близким».

Итогом этих размышлений стал вывод, что привязка к определенному месту, людям, событиям является лишь неким внешним, формально навязанным признаком, не имеющим действительно глубинного объяснения. Именно тогда родился проект «Домашняя история» – очень субъективное высказывание фотографа, выражающее ее чувства, страхи, оставшиеся без ответа вопросы о себе, своих отношениях с близкими и незнакомцами, о своем месте в этом мире.

На запредельном расстоянии от дома: интервью с Коринной Зауа
Фото: Коринна Зауа, из серии «Ночь, которую я изменяю»,
впоследствии вошла в проект «Домашняя история»

«Я была так счастлива, когда поняла, что могу сложить фотографии из разных проектов вместе, в один. Они обрели иную степень свободы, стали в большей мере именно моими. Более правдивыми, - признается Коринна. – Я будто бы закончила одну главу и сейчас обрела новые силы, чтобы начать следующую. Кто знает, может быть через несколько лет я снова увижу смысл в том, чтобы соединить эти и другие снимки согласно иной логике. Но я уверена, что красной нитью во всех них будет проходить именно выражение моей индивидуальности – мои чувства, мой поиск отношений и попытки установить связь с тем, что меня окружает. Найти свой дом».

На запредельном расстоянии от дома: интервью с Коринной Зауа
Фото: Коринна Зауа, из серии «Ночь, которую я изменяю»

Беседовала Ольга Бубич
Берлин, август 2014


***

На запредельном расстоянии от дома: интервью с Коринной ЗауаКоринна Зауа (Corinna Sauer) родилась в 1980 году в маленьком городке близ Ганновера, Германия. В 2007-м, после периода путешествий по разным странам мира, она поступила в Университет прикладных наук и искусств в Ганновере, где изучала фотожурналистику, получив, по окончанию учебы, степень бакалавра. С 2010 по 2011 Коринна училась по международной программе в датской школе медиа и журналистики в Орхусе. Параллельно с учебой реализовала несколько фотопроектов, которые были представлены на крупных фестивалях, в т.ч. Visa Off в Перпиньяне (Франция), Fotodoks в Мюнхене (Германия), Carnem в Милане (Италия). Как коллективные, так и групповые выставки фотографа регулярно проводятся в Берлине, где в настоящий момент она работает и живет.


Полезные ссылки

Коринну Зауа представляет агентство «Prospektphoto» (Милан, Италия)
Сайт Коринны Зауа

обсудить на форуме zнята