Между живописью и кино: интервью с Лаурой Энно

Она назначает встречу в маленьком парижском кафе недалеко от знаменитого места паломничества интеллектуалов со всей Европы – кладбища Пер Лашез, хранящего спокойствие и величие Эдит Пиаф, Амадео Модильяни, Оскара Уальда и Марселя Пруста. В полупустом зале официанты бодро звенят бокалами, кофейная машина, удовлетворяющая традиционные утренние аппетиты жителей самого романического города планеты, шумит вырывающимся паром с прытью поезда, отъезжающего от платформы.

О французском фотографе Лауре Энно (Laura Henno), победительнице в номинации «Открытие года» фестиваля Rencontres d'Arles-2007, принесшей ей не только признание, но и ощутимый денежный приз в 25 тысяч евро, в англоязычном интернете написано мало. Лаура не говорит по-английски и выставляется в основном у себя на родине. Тем не менее вопросы, поднимаемые в ее сериях, как нельзя актуальны, а необычные приёмы, которыми она пользуется, сочетают в себе режиссуру кино, живопись и документальную фотографию.    

Между живописью и кино: интервью с Лаурой Энно
Лаура Энно, «Без названия», из серии «Кале», 2012

Потерянные истории

Самая цитируемая серия Лауры Энно «Край земли» посвящена взрослению – сложному и противоречивому периоду в жизни каждого человека. В подростковом возрасте мы учимся воспринимать и принимать границы самих себя, внимательно наблюдая за изменениями как внешними, так и внутренними. В фотографиях Лауры феномен трансформации показан через взаимодействие девочек и окружающего их пейзажа – метафизического, почти кастанедовского «края земли», находящегося где-то вне реальных временных и пространственных координат. Их взгляд пойман будто бы в момент внезапной отвлеченности чем-то, что находится вне кадра, чем-то, что заставило их задуматься, внезапно попасть в рифму с пространством – пустыми лесами, неподвижным заброшенным прудом, лугом, освещенным последними лучами заходящего солнца.  

Как отмечает критик Мария Тереза Шампезм описывая атмосферу, созданною Лаурой в ее работах: «Они [подростки], несомненно, кажутся нам персонажами какой-то истории, о которой мы никогда не узнаем, равно как и то, на что они смотрят или о чём задумались. […] Фотографии Лауры Энно в основном построены на чётко выраженной игре светотени: персонаж помещен в пятно света, в то время как окружение сознательно оставлено в тени. Когда вся сцена действий освещена, как, например, в работе «Замерзающая», где бледная ледяная пелена закрывает весь пейзаж, остается лишь то, что мы могли бы назвать «закадровой тайной». Убеждение, что где-то существует нечто, о чем мы ничего не знаем, но что, определенно, непреодолимо притягивает нас к героине».

Между живописью и кино: интервью с Лаурой Энно

Лаура Энно, «Замерзающая», из серии «Край земли», 2004

В еще одной серии о подростках – «Постель» - юные персонажи Лауры Энно помещены в «ландшафты» безымянных комнат, где акцент на их переживании болезненной хрупкости и неуверенности становятся еще в большей степени ощущаемым. Позы девочек выдают их страхи, желание спрятаться от всего мира, укрыться на том самом краю земли, где они могут обрети свободу и спокойствие. Фотограф намеренно не наполняет кадр лишними предметами, которые могли бы дать зрителю больше ключей для истолкования сюжета. О чем может свидетельствовать угол абсолютно пустой комнаты? Легкая тень от окна? Выгоревший пустой лист на стене? Сама Лаура признается мне в беседе, размешивая сахар в миниатюрной чашечке эспрессо: «Когда я работаю над сериями, точность неважна, гораздо более значимым представляется необходимость дать зрителю прочувствовать атмосферу. Отразить напряжение между фотографом и человеком. Оставить место для размышлений».

Между живописью и кино: интервью с Лаурой ЭнноМежду живописью и кино: интервью с Лаурой Энно
Лаура Энно, из серии «Постель»: слева - «Постель 2», справа - «Постель 1», 2001

Ключевыми определениями, которые приводит сама фотограф для описания своего стиля, являются поэзия, странность и тайна: «В моих работах преобладают темы неуверенности и сомнений, в них всегда есть нечто неуловимое, нечто, что парит над моими персонажами». Кроме того, она считает, что ее снимки занимают смежное положение, находясь где-то на стыке кинематографа и живописи, что, в свою очередь, способствует созданию «ощущения «чего-то между», приводимого в качестве знаковой особенности творчества француженки.  

«Спина не способна лицемерить»

Другой характерной чертой работ Лауры Энно является частое изображение персонажа со спины, со взглядом, направленным в сторону, на невидимый зрителю предмет. Фотограф признается, что этот ракурс был заимствован ею из живописи, где он встречается в работах Питера Брейгеля, Рене Магритта, Сальвадора Дали и других художников.

Любопытную психологическую интерпретацию этого приёма дает современная художница Рут Шацман (Ruth Shazman), превратившая вид со спины в визитную карточку своего творчества: «Мне кажется, что благодаря такой перспективе можно сообщить о человеке гораздо больше, чем если показывать его лицо. Сидя к вам спиной, человек более свободен, ему не нужно ничего играть, изображать с помощью мимики то или иное состояние. Спина - нечто более подлинное, в ней заключены вибрации, она не способна лицемерить».

Между живописью и кино: интервью с Лаурой Энно Между живописью и кино: интервью с Лаурой Энно
Сальвадор Дали «Девушка у окна», 1925 (слева); Рут Шацман «Со спины», 2005 (справа)

Подростки из серий Лауры Энно как бы сознательно не позволяют зрителю устанавливать с ними прямой визуальный контакт. Их лица нередко спрятаны в тени капюшонов затертых толстовок, из-за растрепанных волос взгляды могут прочитываться лишь пунктирно, намёками, передавая настроение отстраненности и безучастности.

Сама фотограф поясняет выбор этого ракурса следующим образом: «Когда фотографируешь со спины, то позволяешь зрителю поставить себя на место героя, погрузиться в его/ее психологическое состояние. И речь идет не столько о моменте одиночества, сколько о внутренних размышлениях, интроспекции, погружении в персонажа, что может также быть способно показать его/ее внутреннюю силу».

Между живописью и кино: интервью с Лаурой Энно Между живописью и кино: интервью с Лаурой Энно
Лаура Энно, из серии «Край земли»: слева - «Без названия», 2008; справа - «Ночное дерево», 2004

Герои с улиц

Если семантика визуальных кодов роднит визуальное творчество Лауры Энно с живописью, то тщательность и системность подготовки и выстраивания каждого кадра, несомненно, сближают его с кинематографом. Например, ее последняя серия - «Кале», - посвященная актуальной проблеме нелегальной иммиграции, потребовала от фотографа нескольких лет анализа и сбора информации. Устные истории, долгая работа над производством эскизов для кадров последующей съемки, подбор и обучение актёров, которые будут готовы исполнить предложенные ею роли…

Последние 15 лет название этого городка на севере Франции фактически не сходит с передовиц европейских газет и выпусков новостей, ведь именно здесь находится основная база переправки нелегальных иммигрантов в Англию. Ужесточение иммиграционной политики со стороны французских властей и сравнительно мягкая традиция приёма беженцев в Соединенном Королевстве привели к тому, что последнее стало желанной целью для множества переселенцев из Сирии, Афганистана, Ирана, Косово и ряда африканских стран. Число беженцев, постоянно прибывающих в Кале в надежде попасть на паром или спрятаться в фурах, направляющихся на остров, превратило городок в огромный транзитный лагерь с тысячами людей, живущих прямо на улицах.  

Между живописью и кино: интервью с Лаурой Энно
Лаура Энно, из серии «Кале», «Без названия», 2012

Ощутив эмпатию к людям, потерявшим родину, Лаура задумала фотографическую серию, посвященную этой социальной группе. В беседе она вспоминает работу над проектом: «Приехав в Кале, сначала я просто ходила по городу, знакомилась с людьми, ничего не снимая, без камеры. Общалась, заводила новые знакомства. Постепенно  в голове начали появляться задумки мизансцен фотографий, каждая из которых впоследствии тщательно была мною продумана – порой, чтобы сделать один кадр, мне требовался целый месяц на его подготовку. Причем сами сцены часто имели под собой реальную основу, будучи заимствованными опять же из чьих-то случайных рассказов».

«Говоря о персонажах на моих снимках, должна признаться, что иногда я работаю с хорошо знакомыми мне людьми, но иногда мне случается найти своих героев там же, на улице. Выстраивая необходимый мне кадр, я всегда стараюсь очень точно объяснить, что мне от них нужно. Именно в этом я, наверное, и похожа на режиссера фильма», - смеется Лаура.

Несмотря на жесткое следование авторской концепции, фотограф позволяет «актёрам» высказывать собственное мнение о полученном кадре. После пробной съемки она всегда обсуждает с ними фотографию, прислушиваясь к их идеям относительно возможного изменения деталей.

«Конечно, я верю в то, что сама атмосфера, окружение и условия могут передать нужные эмоции. Но не исключено, что мои герои также пережили ситуации, подобные тем, которые я хочу показать в фотографии, ситуации, которые помогают им прочувствовать и впоследствии выразить то, что чувствовали настоящие иммигранты. Поэтому я всегда стараюсь выбрать тех актеров, которым есть, что рассказать и привнести, таким образом,  в мои серии что-то свое».

Между живописью и кино: интервью с Лаурой Энно
Лаура Энно, из серии «Кале», «Без названия», 2012

Понимая, что, дабы быть замеченной на высоко конкурентной арене современной фотографии, необходимо выработать неповторимый стиль, Лаура не стесняется комбинировать живописные, журналистские и режиссерские приёмов. Тем не менее, фотограф признается, что многим все же оказывается сложно понять ее работу именно из-за неопределенной ниши, которую она занимает между документальной журналистикой и постановкой. «С одной стороны, я использую приглашенных актеров и фиктивные вещи, но с другой – говорю о настоящих проблемах, реконструирую реальность, - обобщает Лаура. – Но к какому бы жанру она ни относилась, фотография обязательно должна быть наполнена смыслом. Любая фотография должна быть обдуманной».

Полезные ссылки

Сайт Лауры Энно
Arles: Laura Henno
Нарратив в фотографии: персонаж без имени

Беседовала Ольга Бубич
Париж, 2014

обсудить на форуме zнята